6 мая 2008, : Автор: Елена ИЛЬИНА

Тайна белых гвоздик

По данным специалистов, нарушения зрения занимают четвертое место в ряду детских заболеваний. Медики отмечают: с каждым годом патологии становятся все более сложными и тяжелыми. Такие дети нуждаются в удвоенной заботе и особых условиях. Коррекционному образованию в Челябинске уделяют немалое внимание, но средств хватает не на все.

Другое зрение

В прошлом году в столице Южного Урала показатель выявленных нарушений зрения составил 122,6 на тысячу детей. По словам главного детского офтальмолога города Натальи Валещук, количественный показатель заболеваемости хоть и растет, но незначительно. Настораживает медиков другое – год от года серьезные нарушения молодеют, становятся «грубее» и труднее поддаются лечению. И от них не застрахован никто: заболевания глаз не зависят от уровня обеспеченности семьи и могут настичь любого ребенка.

- Процент врожденных заболеваний невелик, - поясняет Наталья Валещук. - А что касается приобретенных, то основная причина их появления – ухудшение экологической обстановки. Прибавьте к этому вовремя не диагностированные родовые травмы, постоянные стрессовые ситуации, в которых оказываются дети, как следствие – головные боли и спазмы, увеличение случаев вегетососудистой дистонии и огромную зрительную нагрузку в школе и дома.

По наблюдениям врачей и педагогов, патологии зрения часто сопряжены с другими заболеваниями, в ряде случаев с задержкой психического развития. Ребенку, страдающему зрительной патологией, труднее ориентироваться в пространстве, а потому он малоподвижен и зачастую более застенчив, чем его сверстники. Но он тоже познает мир – по-своему, тоже жизнерадостен и тоже талантлив. Только ему требуется больше внимания педагогов и особое медицинское сопровождение.

В каждом районе Челябинска имеются «офтальмологические» детские сады, укомплектованные необходимыми медицинскими кадрами. В педагогическом университете не так давно открылась кафедра тифлопедагогики, которая готовит специалистов по обучению слепых и слабовидящих детей. А школа, где дают таким ребятам знания, открывают огромный мир, учат в нем жить и добиваться успеха, - в городе всего одна.

Неограниченные возможности

В I Спартакиаде России по конькобежному спорту среди инвалидов воспитанники 127-й школы завоевали 16 медалей из 28-ми, вызвав восхищение у судей, гордость – у родителей и педагогов. Кто решится назвать их возможности ограниченными, а самих ребят – малоподвижными? Но не стоит забывать, что за этой победой стоят долгие тренировки и упорный труд, как и за всеми другими.

А побед у этой школы немало. И это не только более ста спортивных наград, полученных питомцами школы за все годы ее работы. Ребята из 127-й регулярно побеждают в творческих конкурсах, участвуют в концертных программах. И об учебе не забывают: есть здесь свой золотой медалист, немало выпускников окончили вузы и аспирантуру. Да и педагоги не подкачали: учителя высшей и первой категорий, есть и заслуженный учитель, а учреждение не раз становилось обладателем президентского и губернаторского грантов. В городском управлении образования признают: 127-я школа – явление уникальное.

Она появилась в 1992-м по инициативе тогдашнего гороно и районного управления образования. Первое наполнение составляло около 30 детишек. До этого времени считалось, что воспитывать и обучать ребят с серьезными нарушениями зрения возможно только в условиях интерната. Интернат был в южноуральском Троицке, но мало кто из родителей-челябинцев горел желанием отправить ребенка в чужой отдаленный город. 127-я школа стала первым образовательным учреждением дневного пребывания для слабовидящих детей в Челябинске – и до сих пор осталась единственным. В 1995-м она выросла в среднюю основную, а через год – в полную среднюю школу. Сегодня в школе занимаются дети с 1 по 12 класс. 80 процентов из них имеют инвалидность.

Директор школы Тамара Телелюева здесь со дня основания. Рассказывать о своих воспитанниках может часами. Ей и ее коллективу ведом секрет работы с особыми детьми. Здесь он зовется семейственностью.

- Наша школа строится по принципу семьи, - говорит Тамара Николаевна, - где уважением пользуется каждый ребенок. И знаете, именно дети зачастую выступают нашими учителями: своей доверчивостью, непосредственностью они учат нас радоваться жизни…

Высокая интеграция в социум – так это называется на языке официальных отчетов. А если проще – 70 процентов выпускников 127-й успешно устраиваются в учебные учреждения или на работу. Тамара Николаевна одинаково горда и своими выпускниками-аспирантами, и молодым дворником, который – она знает – бережет свою территорию от мусора как зеницу ока, а ей, своей учительнице, каждый год в заветный день приносит букет из белых гвоздик…

Сегодня на плечах коррекционных учреждений образования лежит забота не только о том, чтобы воспитать своих учеников и дать общие знания, но и сделать так, чтобы выпускник оказался готов встретиться лицом к лицу с реальностью.

- К учащимся коррекционных школ сейчас предъявляются ничуть не меньшие требования, чем к воспитанникам общеобразовательных учреждений, - говорит заместитель начальника городского управления образования Лариса Манекина. – И им удается соответствовать! Специальные школы дают детям возможность социализироваться, адаптироваться к реальной жизни, стать конкурентоспособными на рынке труда. Многие коррекционные учреждения участвуют в инновационных проектах – и иной раз оказываются более передовыми, чем некоторые общеобразовательные. Многие становились экспериментальными образовательными площадками, которые внедряли новые программы и технологии, становились получателями муниципальных грантов – в их числе и школа № 127.

Детям нужен простор

Коррекционное образование требует больших средств, и это вполне оправданно. Если на обучение одного ребенка в общеобразовательной школе затрачивается порядка 18 тысяч рублей в год, то воспитанник коррекционного образовательного учреждения требует годовых затрат в среднем в размере 83 тысяч. Финансирование этих нужд лежит на плечах области, и региональный бюджет вполне с ним справляется. Только есть одно «но»: учебные учреждения нуждаются в расширении.

Шестнадцать лет назад 127-я школа для слабовидящих детей была оборудована на базе здания бывшего детского сада. На двух этажах соорудили 18 кабинетов и начали работать. Площадей не хватало катастрофически: нередко два педагога вели занятия с разными группами учеников в одной и той же комнате. Задействованы были и столовая, и другие, совсем не учебные, помещения. Заниматься приходилось чуть ли не в три смены.

Вопрос о необходимости расширения школы впервые встал уже в 1994 году. Но приступить к реализации идей удалось лишь недавно. Сейчас в этом образовательном учреждении занимаются порядка 110 человек, новый проект рассчитан на 250. Педагоги утверждают: этого достаточно, зрительные патологии не так уж многочисленны. Медики неумолимы: патологии будут расти, да уже и сейчас есть дети, за счет которых контингент школы можно расширить.

Но даже если речь не идет об увеличении числа учащихся, школа нуждается в улучшении условий. По словам Ларисы Манекиной, учреждению нужны большие площади для размещения кабинетов узких специалистов, для установки специального оборудования. План, разработанный институтом «Челябгражданпроект» и находящийся сейчас на этапе реализации, все это предусматривает.

Нынче строительные работы вокруг старого здания по улице Коммуны идут полным ходом. Рядом с ветхой двухэтажкой бывшего садика, где ютились воспитанники и педагоги, должен появиться трехэтажный пристрой общей площадью около пяти тысяч квадратных метров – вместо тысячи, которыми приходилось довольствоваться раньше. Ребятам больше не придется заниматься в столовой, когда заняты все кабинеты, – каждый класс будет иметь свою комнату. В новом здании появятся концертный зал, медицинский блок, два спортивных зала, где можно развернуться, комната психологической разгрузки, кабинет лечебной физкультуры. А еще – бассейн, учебно-опытная зона с разными растениями, и на улице – внутренний дворик для прогулок…

Разумеется, все это станет возможным, если на реализацию проекта отыщутся средства. А это в общей сложности порядка 110 миллионов рублей. К настоящему времени из городской казны выделено 30 миллионов с небольшим, и при существующих темпах работ эти деньги будут освоены уже к нынешнему июлю. При масштабном строительстве детских садов и реконструкции школ бюджет Челябинска вряд ли потянет дополнительные вложения.

…Учеников 127-й школы на время возведения долгожданного пристроя принял интернат № 4. Учителя в перерывах между занятиями довольствуются тесными каморками на первом этаже старенького здания. Все обитатели 127-й школы – и маленькие, и взрослые – с нетерпением ждут новоселья…


Яндекс.Метрика
© 2006-2019 «Полит74»
Редакция: polit74@inbox.ru
Реклама: reklama@granadapress.ru
г. Челябинск