31 марта 2008, Автор: Ольга ТИТОВА

Морщины Челябинска

В 20 веке с карты нашего города исчезли 72 улицы. Некоторые «испарились» вместе с домами, другие были переименованы. Сегодня мы впервые публикуем обзор старых улиц, которые навсегда вошли в историю города.

Уличные чистки

Не вдаваясь в подробности, отмечу главные причины для перекраивания карты города. Во-первых, воля политиков. В прошлом веке властьимущие как минимум трижды устраивали массовые топонимические чистки: в начале 20-х годов, во второй половине 30-х и в конце 50-х.

Кстати, в 30-х годах переименование улиц к партийным делам не имело прямого отношения: в это время наряду с историей стремительно эволюционировал и русский язык, в частности, подверглись корректировке правила образования топонимов от фамилий.

Например, улица Плехановская была переименована в Плеханова. А вот улица Горьковская осталась в первозданном виде. Повезло также Коровинской и Некрасовской. Однако такие случаи можно пересчитать по пальцам.

Наконец, третья причина связана непосредственно с ростом Челябинска. Город строится, и старые улицы меняют не только названия, но и размеры, расположение, даже нумерацию. Исторически сложилось, что нумерация домов в нашем городе велась по направлению улицы с юга на север и с востока на запад.

С 1936 года эта практика изменилась. Городской совет депутатов постановил присваивать номера домов с севера на юг или с востока на запад. Однако и в этом случае без исключений не обошлось: до сих пор некоторые улицы нашего города пронумерованы по старому принципу.

Есть улицы старинные…

Не все названия исчезают с карты безвозвратно. Иногда они возвращаются. Один из таких примеров: в конце прошлой недели депутаты Городской думы утвердили названия пяти новых улиц.

Три из них теперь буду носить имена выдающихся челябинцев (конструктора Ивана Трашутина, городского головы Александра Бейвеля и героя Советского Союза Ильи Качалина). Кроме того, в Челябинске теперь есть улицы Вологодская и Песочная. Вот о Песочной-то стоит рассказать подробнее.

Новая улица Песочная впишется в Центральный район города. Ее тезка до 1980 года располагалась в Тракторозаводском районе, в поселке Озерный. Исчезновение Песочной улицы было вызвано объективными причинами: поселок со временем прекратил существование, а вместе с ним утратила актуальность и улица.

Кстати, челябинцы испытывали какую-то особую любовь к этому названию. Помимо улицы на карте города были еще два Песочных переулка (один в Калининском районе, другой – в Ленинском), а также Песочный карьер (небольшой поселок из 66 домов находился у Первого озера, в Тракторозаводском районе, не упоминается в городских справочниках после 1989 года).

В списке канувших в небытие встречаются и весьма необычные представители. Например, улица Титанстрой. Сначала она относилась к Сталинскому, затем к Калининскому и Центральному районам. Впервые о ней заговорили в марте 1938 года. А исчезла она по причине большого строительского интереса, стала зоной активного сноса и застройки многоэтажными домами. В том же 1938 году, но только в октябре, появилась еще и ныне здравствующая Титановая улица (в Курчатовском районе, поселок Колхозный).

Парк «Г», улица поселкового типа, находилась в Советском районе, за автодорогой Меридиан и улицей Артема. Сейчас – этакая городская мертвая душа: отдельные строения, относившиеся к ней, существуют и поныне, но адресов уже не имеют. Что же подразумевалось под буквой «Г», сейчас можно только догадываться.

Улица Короткая была названа, видимо, в силу отсутствия других, более весомых вариантов. Находилась в Центральном районе, в южном направлении от улицы Лобкова до Мало-Нагорной (она также почила в Бозе), и изначально не оправдывала свое имя, - в ее составе было 79 домов. К 1989 году сократилась до 18 зданий и вскоре исчезла. Вторая Короткая улица в этом смысле была более убедительной: в 1979 году она состояла из пяти домов, в том же 79-м и прекратила свое существование.

Была до 1989 года в Челябинске и улица Строителей, она проходила параллельно Комсомольской улице в поселке Новосинеглазово, правда, в Челябинске, в отличие от того же Ленинграда или Москвы, в единственном варианте, так что Жене Лукашину делать в нашем городе было совершенно нечего, как бы ни иронизировала судьба.

Абсолютно неблагозвучная улица УЧХОЗ находилась в Калининском районе, в районе нынешней остановки «Улица Солнечная». Ничего примечательного в ней не было и исчезла она с карты легко и без страданий. Что же до значения этой аббревиатуры, то следует знать, что в Советском Союзе аграрный комплекс занимал ведущее положение в сфере интересов властей. Студенты высших и средних сельскохозяйственных учебных заведений в обязательном порядке проходили учебную и производственную практику в так называемых «УЧХОЗах» и передовых хозяйствах.

Множество исчезнувших улиц носили имена выдающихся людей, преимущественно заслуженных революционеров. Удостоился такой чести, например, Петр Алексеев, один из первых русских рабочих-революционеров, ткач по профессии. Сгинул на каторге в 1891 году.

Непростая судьба сложилась у улицы Гудованцева (Калининский район), проходила в южном направлении от улицы Работниц в Заречье). Возникла еще до Октябрьской революции и значилась под фамилией активиста подпольной организации в Челябинске М.А. Бабцова. При этом почему-то во всех справочниках того времени писалась с обидной ошибкой: «ул. Бобцова». Ошибку исправили в 1938 году, но уж очень кардинально: Городской совет рабоче-крестьянских и казацких депутатов присвоил улице имя Николая Гудованцева, советского воздухоплавателя, командира учебно-опытной эскадры дирижаблей Гражданского воздушного флота. В списках действующих улиц она значилась вплоть до 2006 года.

В числе других деятелей, некогда запечатленных на карте Челябинска, были: критик Николай Добролюбов; советский археолог Сергей Замятин; революционер-эсер Иван Каляев, организатор Красной гвардии и Союза социалистической молодежи в Челябинске Дмитрий Колющенко; полководец Михаил Кутузов-Голенищев; летчик, участник экспедиции по спасению челюскинцев Сигизмунд Леваневский; эсер, убийца министра внутренних дел В.К. Плеве Егор Созонов и многие другие.

Но посвящали улицы не только людям. Например, улица Алмазная (первое название – Ручейная) была названа в честь, как ни странно, одноименной железнодорожной станции на Украине, которая ныне является городом Кадиевка. Появилась в начале 20 века и состояла из домов строителей и работников железной дороги. Был также в Советском районе и Алмазный переулок.

Целых четыре Обдорских переулка в Калининском районе отсылали челябинцев к старинному северному городу Обдорску (переводится как «город на мысу»), который в 1933 году стал Салехардом.

Бокситовый переулок (Центральный район) назвали в честь алюминиевой руды, а Воркутинскую улицу (Калининский район) – в честь небезызвестного города в республике Коми. Еще один оригинальный вариант – улица Золотниковая (Ленинский район, сейчас фактически превратилась в улицу Барбюса) – посвящен техническому термину: золотник – это узел тепловых и гидравлических механизмов.

В основу названия Лазаретной улицы лег реальный лазарет, который располагался на Переселенческом пункте в Советском районе. Последние дома, относившиеся к ней, были снесены два года назад, сейчас осталась лишь проезжая часть.

Улицы исчезают – и это закономерное явление, которое ни у кого уже не вызывает удивления. В переименовании улиц можно найти даже положительный момент: это прекрасный повод вспомнить историю города. (По материалам «Справочника улиц города Челябинска». ЮжУралБТИ, Чел., 2007.)