14 ноября 2007, : Автор: Елена ИЛЬИНА

Бензиновое ускорение

Два дня назад одна из крупнейших на южноуральском рынке компаний повысила розничные цены на нефтепродукты на 3,1 – 4,5 процента. Челябинск не остался в стороне от общероссийских тенденций: в начале ноября рекордный прирост потребительских цен на бензин зарегистрирован повсеместно. Бороться с этим взялась Федеральная антимонопольная служба, однако большинство аналитиков и просвещенных владельцев автотранспорта слабо верят в успех.

«С 12 ноября на АЗС «ЛУКОЙЛ» бензин А–80 будет стоить 16,90 рубля (+ 70 копеек к прежней цене), Аи–92 – 19,60 рубля (+ 60 коп.), Аи–95 – 21,40 рубля (+ 90 коп.), Аи–98 – 23,00 рубля (+1 рубль). Розничная цена дизельного топлива устанавливается на уровне 18,60 рубля за литр (+70 коп.)», - известил своих потребителей на прошлой неделе Челябинский филиал ООО «ЛУКОЙЛ – Уралнефтепродукт». Как пояснили «Полит74» в руководстве компании, коррекция розничных цен связана с изменением цен на оптовом рынке нефтепродуктов. С августа по ноябрь 2007 года оптовая цена бензинов производства ООО «Пермьнефтеоргсинтез» повысилась в зависимости от вида топлива на 2–8 процентов, бензины уфимских НПЗ подорожали на 6–23 процента. Рост оптовых цен в компании связывают с дефицитом топлива на внутреннем рынке России, который, в свою очередь, считают следствием резкого увеличения экспортных поставок нефти и нефтепродуктов на фоне рекордно высоких мировых цен на углеводородное сырье.

Это подтверждает и российская статистика. По данным Росстата, организации оптовой торговли за неделю сократили продажу бензина на 6,7 процента, его запасы уменьшились на 4,2 процента. По информации исследовательского центра «Кортес», за последнюю неделю в среднем по России оптовые цены на топливо увеличились на 1,7 процента. При этом на свободном рынке товара практически нет. Эксперты не связывают этот скачок с остановками нефтеперерабатывающих заводов на ремонт: эти остановки плановые и случаются ежегодно.

Владельцы независимых сетей АЗС оценивают ситуацию как угрожающую. По их мнению, вертикально интегрированные компании, занимающие 85 процентов оптового рынка, таким образом стремятся «выдавить» независимых конкурентов, которые уже сейчас терпят колоссальные убытки. Если так будет продолжаться, они будут вынуждены либо закрываться, либо и дальше поднимать цены.

Представители же вышеозначенных компаний причину сложившейся ситуации видят в другом: нехватке высококачественного топлива. Спрос на него растет, а число нефтеперерабатывающих заводов остается на прежнем уровне.

«Бензиновые деятели» - те и другие – уповают на то, что государство найдет способ обуздать оптовые цены на топливо. Государство ищет. Ситуацией озаботилась Федеральная антимонопольная служба, которая намерена запросить у крупных нефтяных компаний сведения о структуре их сбыта топлива, а кроме того, разработать систему радикальных мер для стимулирования конкуренции. Правда, когда все запланированные механизмы придут в действие, пока не говорится.

Для пресечения спекуляций на рынке нефтепродуктов ФАС предлагает ввести для нефтеперерабатывающих заводов обязательную отчетность о плановых остановках, за точность которой заводы будут нести ответственность. Однако участники рынка опасаются, что публичность этой информации может, наоборот, сыграть на руку спекулянтам, которые, «пользуясь случаем», могут искусственно создать дефицит нефтепродуктов.

Эксперты отмечают, что рост розничных цен на бензин грозит подорожанием и других товаров потребительской корзины. В связи с этим ряд региональных и федеральных чиновников направили письма в адрес премьер-министра РФ Виктора Зубкова с просьбой принять меры на уровне государства для регулирования цен на топливо.

В свою очередь аналитики сходятся во мнении, что государство бессильно повлиять на решение проблемы. «Цены на бензин диктуются ценами на нефть на мировых рынках, а в условиях роста цен на сырье выгоднее экспортировать его, а не поставлять на внутренний рынок», - говорит исполнительный директор Российского топливного союза Григорий Сергиенко.

Слабо верят в успех и рядовые граждане. По мнению лидера Челябинского движения автомобилистов «Свобода выбора» Алексея Бруя, ФАС мало что может сделать в сложившемся положении, поскольку не имеет реальных рычагов воздействия на нефтяные компании, которым все налагаемые штрафы, как «укус комара». Со своей стороны Алексей Бруй убежден, что сколько-нибудь объективных причин для подорожания бензина нет, речь идет лишь о погоне за сверхприбылями. Видимо, в такой ситуации остается лишь смириться. Лидер «Свободы выбора» заверил, что автомобилисты меньше ездить не станут – разве что «ворчать будут больше».


Яндекс.Метрика
© 2006-2018 «Полит74»
Редакция: info@polit74.ru
Реклама: reklama@granadapress.ru
г. Челябинск