22 июня 2007, : Автор: Елена ИЛЬИНА

Пусть меня научат…

Романтика трудовых мозолей и производственных подвигов ушла в историю советского кинематографа. На смену самоотверженному молодому рабочему пришли другие герои – «белые воротнички». Поэтому любящие родители норовят пристроить подросшее чадо непременно в вуз, порой закрывая глаза на полное отсутствие у ребенка способностей к постижению наук. Между тем потребность в рабочих руках сегодня растет вместе с расширением производства в разных отраслях. На крупных предприятиях выпускников профессиональных училищ ждут с распростертыми объятиями, а руководители ПУ ломают голову, как повернуть общественное мнение лицом к представителям рабочего класса.

Я б в строители пошел

- Сегодня у нас «множится» гуманитарное образование, - говорит директор Челябинского монтажного колледжа Игорь Тубер. – Это, конечно, хорошо, но кто будет выполнять практические работы? Вспомните фильм «Высота». Романтика! А сейчас у нас специальность «Монтаж промышленного оборудования» - самая тяжелая по набору…

Именно в отношении общества к «работягам», которое бытует сегодня, педагоги видят причину снижения интереса молодежи к профобразованию. Идеал рабочего был «свергнут с пьедестала» в 90-е годы, когда по промышленным предприятиям прокатилась волна массовых сокращений. Многие оказались на улице, а те, кто «уцелел», месяцами не видели заработной платы.

Сейчас времена изменились. Но уважения к человеку без вузовского образования не прибавилось. Есть и другие причины, по которым молодые люди не стремятся к станку, даже если заканчивают училище. Невысокие заработные платы, например. Да и не все предприятия готовы предоставить выпускникам рабочие места.

Так, абсолютно не жалуют молодые кадры в строительной сфере. Как сообщили «Полит74» в строительной компании «Высотник», учащихся профучилищ здесь не берут даже на практику, а уж на работу – очень-очень редко. Объяснили: жилищное строительство – дело серьезное, особенно, когда оно упирается в большие деньги. Тут нужны только опытные люди.

Не очень рады выпускникам ПУ и коммунальщики. В ЖЭУ «Мостотряд-16» сослались на жильцов: они, мол, молодежи не доверяют, им подавай квалификацию, так что у нас весь штат – люди старше 40 лет.

А вот в ООО «Лифт», наоборот, сами обзванивают колледжи в поиске молодежи. Средний возраст специалистов предприятия – 40-50 лет. Срочно нужны свежие силы – электрики и электромеханики.

Не хочу работать – хочу торговать

Особо приветствуют молодых рабочих на крупных промышленных предприятиях. Производства, задыхающиеся от нехватки кадров, ради пополнения готовы на все. По словам заместителя начальника отдела кадров ОАО «ММК» Николая Терехина, в 2004 году на предприятии даже искусственно создавали рабочие места для выпускников, дабы привлечь их к работе.

Однако, несмотря на все радушие, с которым их встречают на фабриках и заводах, не все молодые люди желают подчинять свою жизнь заводскому гудку. На завод «Профнастил», где новым кадрам всегда рады, в прошлом году приняли шесть машинистов кранов. Четыре человека «прижились» и работают успешно. Двоих пришлось уволить – нет у людей желания работать. По наблюдениям специалистов отдела кадра предприятия, демонстрируют такое желание 70 процентов новичков. Особенное рвение свойственно приезжим из районов области, где туговато с рабочими местами, и тем, кто уже отслужил в армии. Остальные же не горят желанием трудиться, и, по словам кадровиков, хотят получить все и сразу. Многие, присмотревшись попристальнее к заводским будням, уходят в торговлю.

Ближе к практике

Выпускник учебного заведения – еще не специалист. Ему многому предстоит научиться непосредственно на рабочем месте. Впрочем, это касается не только среднего образования, но и высшего.

Чтобы питомцу училища было легче адаптироваться к производственным будням, сегодня в ПУ стараются уделять как можно внимания практической части обучения.

Три южноуральских училища в этом году стали победителями федерального конкурса на лучшую инновационную программу – Челябинский монтажный колледж, Златоустовский индустриальный колледж и Магнитогорское профучилище № 97. Победители получат гранты на реализацию этих программ на условиях софинансирования областью и федеральным центром.

Все инновационные программы направлены на более эффективную, а главное, более практическую подготовку специалистов. По словам Александра Романова, и.о. директора профучилища № 97, поставляющего кадры для ММК, в момент технического переоснащения предприятия выпускники училища перестали соответствовать требованиям комбината. Пришлось пересмотреть учебные планы.

Игорь Тубер убежден, что каждое учебное заведение должно задуматься, какую реальную пользу экономике оно приносит. В том смысле, насколько могут приносить пользу его выпускники. Ведь производству нужны не просто люди, а высококвалифицированные кадры. А для их качественной подготовки нужны в первую очередь средства. Как сообщил Игорь Иосифович, монтажный колледж в последнее время потратил на обновление производственной базы пять миллионов рублей. Средства изыскать трудно, но необходимо: на передовых предприятиях сейчас внедряется самая современная техника, и надо научить молодежь с ней работать. Это называется практикоориентированным обучением.

Вырастить достойную смену

Именно это пытаются сейчас сделать производственники. На предприятиях молодежь сразу берут под свое крыло. Старшие наставники, которым поручают ребят, стараются восполнить те навыки, что выпускникам «недодали» в училище. По свидетельству директора Златоустовского индустриального колледжа Виктора Сидорова, специалисты предприятий «разбирают» подопечных за три месяца до их выпуска. Кадровики предприятий и представители цехов приходят в ПУ на защиту дипломов и присматривают себе кадры. А выпускники Магнитогорского училища № 97 стопроцентно трудоустраиваются на ММК.

Диалог между педагогами и работодателями ведется и в Челябинске. В службе занятости Советского района приводят «территориальные» примеры: Челябинский завод дорожных машин интересуется выпускниками колледжа промышленной автоматики, кондитерская фабрика охотно берет на работу ребят из 108-го училища. Существует и федеральная программа стажировки молодых специалистов на предприятиях. В системе начального профессионального образования она носит название «Мое первое рабочее место» и предусматривает стипендию для ребят и материальную поддержку для наставников.

Специалисты говорят: единственным серьезным препятствием для трудоустройства выпускников профучилищ сейчас может стать только собственная безынициативность или отсутствие опыта. Но второе – дело наживное. Ведь, по словам первого заместителя министра образования и науки области Татьяны Калугиной, человек труда будет востребован при любой социальной формации. Хирург делает операцию, а выхаживает-то больного медсестра…



Яндекс.Метрика
© 2006-2018 «Полит74»
Редакция: info@polit74.ru
Реклама: reklama@granadapress.ru
г. Челябинск