28 апреля 2007, : Автор: Ольга ТИТОВА

Гарантия на отдых

Всего в закон внесли порядка 15 изменений, однако наибольший резонанс в обществе вызвала статья 17 в главе VII, которая обещает россиянам возмещение полной стоимости путевки в том случае, если по вине турфирмы отдых будет испорчен. Фактически власти обязали туроператоров застраховать свой бизнес и отказаться от инфантильной практики снимать с себя всякую ответственность. Идея сама по себе неплохая, к тому же давно уже реализуется в Европе. В чем же загвоздка?

Семь бед – один ответ

На самом деле следует говорить о целом комплексе недочетов. Некоторые из них были обобщены в письме на имя руководителя Федерального агентства по туризму В.И. Стржалковского, которое подписали президенты Уральской и Челябинской Ассоциаций туризма, Пермской Туристической Гильдии и заместитель директора НП «ИТЦ Тюменской области».

Прежде всего, поражает тот факт, что – дальше цитата: «…законопроект готовился Ростуризмом в закрытом от туристической общественности режиме». Подробности документа организации узнавали из газет и журналов, а затем обсуждали на своих собраниях. Дальше – больше.

Деньги на бочку

Закон устанавливает для туристических операторов фиксированные суммы финансового обеспечения, которые они обязаны застраховать в банке или страховой организации: 10 миллионов рублей для фирм, занимающихся международным туризмом; и 500 тысяч рублей для операторов, работающих на внутреннем рынке.

Это правило едино для всех с 1 июня 2008 года. Пока закон будет делать первые шаги, суммы были урезаны вдвое. То есть с 1 июня 2007 гарантии должны составлять соответственно 5 миллионов и 250 тысяч рублей.

Вероятно, для столицы 10 миллионов – не вопрос, однако в регионах действуют преимущественно средние и малые туроператоры, которые о таких доходах могут только грезить. Для них в сложившейся ситуации есть три выхода: перейти в ранг туристических агентов, уйти из бизнеса вообще или объединиться с коллегами по несчастью.

Большой пул

Последний вариант предпочли четыре иркутские компании. Они составили так называемый пул, который будет иметь единую идейную и маркетинговую политику, возможно, даже совместный туристический продукт. Еще две региональных фирмы заявили о желании участвовать в совместном проекте. А вот Челябинская область пока выжидает. До сих пор не было отмечено ни попыток объединиться, ни позывов уйти из туристического бизнеса.

- На территории Челябинской области действует, по нашим данным, 268 туристических фирм (ассоциацию представляют 25 предприятий), - рассказала Людмила Мосина, президент Челябинской Ассоциации туроператоров. – Объединяться им нет смысла. Одни являются уполномоченными федеральных операторов, другие стоят прочно на ногах и не желают дополнительной юридической и финансовой ответственности. Если такой вопрос и возникнет, то, возможно, через год.

Вход и выход

Ратуя за преобразования, законодатели ссылаются на зарубежный опыт, однако в Европе та же самая идея подана не столь топорно. Например, обязательное «финансовое обеспечение ответственности налагается, как правило, только на те компании, которые отправляют туристов за границу, и не касается въездного туризма» (из письма Стржалковскому).

- Въездной туризм достаточно трудоемкий, не так много желающих им заниматься в любом регионе. Вложения нужны большие, а отдачи пока никакой, - поделилась Людмила Мосина. – Если бы фингарантии для турфирм были больше 500 тысяч, то заниматься въездным туризмом было бы сложно или невозможно.

Кроме того, у них «детально проработаны механизмы и договорные взаимоотношения между операторскими компаниями и турагентствами, четко прописан порядок использования суммы страховки в случае возникновения проблем». А порядок этот таков: в первую очередь клиентам оплачивают обратный билет домой (мало ли, какие приключения могут застать в пути), затем «покрывают расходы за время вынужденного пребывания туристов за рубежом», наконец, возмещают клиентам убытки.

В российском варианте вернуть деньги окажется гораздо сложнее. Все страховые случаи будут рассматриваться в судебном порядке уже после того, как недовольный турист вернется с отдыха. Людмила Мосина полагает, что иски от клиентов, скорее всего, начнут поступать осенью.

Подорожают ли путевки?

Один из самых острых вопросов: сколько будут стоить преобразования для самих туристов? Начальник главного управления по физической культуре, спорту и туризму Челябинской области Владислав Беседин уверенно заявил: «На цене путевки изменения не должны сказаться. Зато теперь отдыхающие будут защищены законом – это то, чего до сих пор не было в нашей стране».

Не столь оптимистично настроены некоторые бизнесмены. И их рассуждения настораживают своей логичностью: новый закон приведет к укрупнению бизнеса, многие мелкие конторы развалятся, а значит, подорожания путевок избежать не удастся. Кроме того, выплаты страховых взносов компании могут частично переложить на плечи клиентов.

- Цены подрастут, но незначительно и только в силу инфляционных процессов, - считает Людмила Михайловна. – Возможно, на некоторые направления они увеличатся на 5-7, на некоторые – 10 процентов. Дорожает топливо, а вместе с ним и стоимость билета на самолет. Если же говорить о Турции, то я предполагаю, что цены даже немного упадут. Это связано с тем, что в этом году из Челябинска будет вылетать восемь рейсов, в то время как в прошлом было всего четыре. Естественно, конкуренция повысится. По всей видимости, появятся спецпредложения для туристов.

О судьбе и аферах

По словам Владислава Беседина, в Челябинской области лишь 5 крупных фирм смогут застраховать свой бизнес по тарифам закона. Что же касается судьбы средних и мелких туристических компаний, то на этот счет можно пока только строить предположения (по некоторым данным турбизнес России может не досчитаться 8 тысяч фирм), реальных же изменений в Челябинской области, не замечено. Между тем, перспектива исчезновения их с туристического рынка провоцирует в обществе страх.

- Я уверена на 150 процентов, что клиентам не нужно волноваться, - успокаивает Людмила Мосина. – Туристические компании, вновь организованные или старейшие, уже подготовились к новому сезону. Кроме того, Уральский регион не замечен в скандалах. Три года назад была неприятная ситуация, связанная с банкротством туристической компании «Джаз-Тревел» в Екатеринбурге. (Чтобы расплатиться с долгами перед «Уральскими авиалиниями», руководство вынуждено было уступить перевозчику пять своих офисов в Екатеринбурге, Челябинске и Нижнем Тагиле. – Ред.) Но ведь с клиентами поступили очень хорошо, им либо возместили тур, либо вернули деньги.

В Москве обратная ситуация, но в столице и другой денежный поток. Аферисты в течение месяца могут собрать колоссальную сумму, чтобы с ней исчезнуть. У нас это просто невозможно: компании маленькие, клиентская база небольшая. Исчезнуть с рынка не так-то просто, одного месяца не достаточно.

В 2006 году 149 туристических фирм Челябинской области отправили отдыхать почти 172 тысячи южноуральцев. Порядка 32 тысячи из них предпочли пляжи Турции, на втором месте по посещаемости – Европа (11 455 человек). Доходы от туристического бизнеса в закрома области более чем скромные – 1,7 процента от валового регионального продукта. Однако именно медлительность, с которой движутся по просторам бизнеса региональные туроператоры и агенты, является залогом того, что крупных потрясений на рынке нам все-таки удастся избежать.


Яндекс.Метрика
© 2006-2018 «Полит74»
Редакция: info@polit74.ru
Реклама: reklama@granadapress.ru
г. Челябинск