20 апреля 2007, : Автор: Ирина БЕРЕЖНАЯ

Опыт дорогого стоит

В этом году основной тон обсуждению муниципальных проблем задала перспектива принятия каждым городом трехлетнего бюджета. Оценив перспективы по наполняемости казны, мэры всех 16-ти городов, входящих в ассоциацию, буквально схватились за голову. Проблемы, как оказалось, у всех общие. Региональные дотации с каждым годом становятся все меньше, полномочий, не обеспеченных ресурсами – больше. Ценность сегодняшней встречи тем больше, что 2007 год – последний, когда главы городов могут попытаться отстоять муниципальные интересы в федеральном центре.

Бочка меда

Заседание координационного совета началось с поздравлений. Поводов два. Первый – юбилейный: главы уральских городов встречаются уже десятый раз. Как сказал мэр Челябинска Михаил Юревич, 10-летний срок работы Ассоциации по насыщенности и результативности можно сравнить с двумя-тремя мэрскими сроками. Особенно насыщенным был 2006 год, год реформирования местного самоуправления, выборов глав некоторых городов и всеобъемлющей работы по национальным проектам. Главу Челябинска поддержал и мэр Екатеринбурга аркадий Чернецкий.

- Очень приятно, что десять лет существования Ассоциации прошли в конструктивной и результативной работе. Конечно, не все было безоблачно. Многие предложения, которые были нами выстраданы и сформулированы, не нашли отражения в федеральных или региональных законах. Тот же самый закон о местном самоуправлении вышел не в том виде, на который мы рассчитывали. В нем много перекосов и несостыковок. Однако радует многое, и то, что Ассоциация заняла ведущее место среди подобных организаций. Сегодня юбилей, а юбилейные мероприятия будут еще впереди, - хитровато улыбнулся Аркадий Михайлович и полувопросительно, полуутверждающе посмотрел на Михаила Юревича.

Второй повод для поздравлений – принятие в Ассоциацию двух новых городов: Озерска и Березняков Пермского края.

Ложка дегтя

При обсуждении наполняемости бюджетов на три года разговор, в основном, вертелся вокруг полномочий (как правило, не обеспеченных финансово), доле налогов, остающихся в городах, и все той же извечной «коммуналке».

В Челябинске, к примеру, полномочий, которые были делегированы городу субъектом или федерацией, столько, что пальцев на руках не хватит пересчитать. Это и услуги населению по гемодиализу и кардиологическим обследованиям, забота о сиротах, оставленных в роддомах и многие, многие другие. И на каждую сферу городу приходится изыскивать деньги.

- Только иногда не понимаешь, зачем делегируются какие-то полномочия в города, если потом их исполнения всячески стопорится? Зачем делегировать? Пусть каждый занимается своим делом, - сказал вице-мэр Челябинска Олег Грачев.

Та же проблема и в Екатеринбурге.

- Все сделать города не смогут. Они должны иметь для этого свои ресурсы, распоряжаться которыми смогут не хуже, чем областные правительства. – Уверяет Аркадий Чернецкий. – Однако не все субъекты федерации понимают это. Сплошь и рядом можно встретить ничем не ограниченное стремление концентрировать функции и ресурсы на региональном уровне. В результате наступает паралич: даже эти ресурсы они не успевают осваивать.

Мало того, что все города кричат о катастрофической нехватке средств, так еще и областные дотации уменьшаются с каждым годом. В Челябинске объем налоговых и неналоговых собственно городских поступлений в бюджет составляет 67 процентов. В прочих городах этот показатель варьируется также от 60 до 70 процентов. Год от года он уменьшается, но других источников финансовых поступлений не предвидится. Сегодня – кстати, как и год назад – шел разговор об увеличении доли некоторых налогов, которые остаются в бюджете города.

- В Челябинске с каждого собранного рубля остаются 17-18 копеек, - говорит Михаил Юревич. – Было бы 25 – было бы хорошо. А сейчас бюджет у нас такой же, как в Тюмени – город в два раза меньше.

Кстати, мэр Тюмени Сергей Медведев весьма пиететно отозвался в своем выступлении о губернаторе и политике субъекта в отношении субсидирования городов. Благодаря этому городские бюджеты могут закладывать довольно большие суммы даже на капремонт жилых домов и целевые программы по каждой отрасли. Многим городам такого и не снилось. И если челябинские мэр и губернатор стараются решать городские проблемы сообща, и помощь регионального бюджета городскому центру весьма существенна, то Аркадий Чернецкий весьма и весьма недоволен финансовой политикой региональных властей.

- Нужно сократить возможности региональной самодеятельности и занести все отношения в федеральные законы и можно было спокойно работать независимо от – извините меня за выражение – вменяемости губернатора. - Нужно четко сформулировать наши предложения для инстанций, чтобы мы тут не зря дымовые шашки кидали.

Налог на доходы физических лиц, земельный налог на физических лиц – ставки именно этих сборов интересуют города в преддверии трехлетнего бюджета. Что касается «коммуналки», то здесь проблемы из серии «на манеже все те же»: капремонт, коммунальная оплата федеральными учреждениями, ремонт сетей. Это те вопросы, к решению которых федерация осталась глуха в 2006-м году. Серьезного увеличения требуют и статьи расходов на ремонт и строительство дорог.

- Уровень общения государственной власти с главами муниципалитетов крайне низок, - подвел итог Михаил Юревич. – В лучшем случае сейчас оно проходит в рамках «Единой России». Однако еще 10 лет назад при президенте была постоянно действующая комиссия муниципального управления. Был график работ, рождались полезные решения. Нам нужна аналогичная постоянно действующая комиссия при правительстве.

Все мысли, прозвучавшие на сегодняшнем заседании, естественно, будут оформлены в обращения правительству и депутатам госдумы РФ. Чтобы отстоять свои взгляды на необходимые изменения законодательства и, соответственно, интересы жителей городов, мэры решили сообща добиваться «встречи с руководителями страны и сообща взывать к их разуму».


Яндекс.Метрика
© 2006-2018 «Полит74»
Редакция: info@polit74.ru
Реклама: reklama@granadapress.ru
г. Челябинск