10 апреля 2007, : Автор: Елена ИВАНОВА

Грабли готовы: просим наступать

Последствия вступления в силу закона о розничных рынках южноуральцы уже ощутили. Торговые ряды опустели, а цены поползли вверх. В администрациях рынков разводят руками: от местных товаропроизводителей подана всего одна заявка на торговое место. Чиновники между тем сохраняют олимпийское спокойствие и собираются возрождать потребкооперацию.

На сегодняшней пресс-конференции, которая собрала представителей миграционной службы, областных Минсельхоза и Минэкономразвития, Роспотребнадзора и службы занятости, утверждали, что новый закон сулит Челябинской области светлое будущее.

По словам начальника отдела развития потребительского рынка областного Минэкономразвития Эдуарда Филиппова, основная задача нового закона – сделать торговлю на рынках цивилизованной. Отныне понятие «мини-рынок» должно исчезнуть из памяти южноуральцев, а к 2010 году всем придется привыкнуть ходить в магазины и торговые центры. Любопытно, к слову, что во всем цивилизованном мире рынки процветают и пользуются популярностью. Россия, как обычно, решила пойти особым путем.

- Мы прогнозируем, что количество рынков сократится, - пояснил Эдуард Филиппов. – Их число уже уменьшается с каждым днем. Сегодня в Челябинской области числится 189 рынков. Сколько их останется после перерегистрации, сказать сложно. В некоторых регионах количество рынков уменьшилось на две трети.

Владельцам рынков закон дает 60 дней, начиная с завтрашнего (11 апреля 2007 года), на перерегистрацию и организацию работы своих учреждений в рамках нового закона. В итоге во главе каждого рынка должна будет стоять управляющая компания, а арендаторы торговых мест должны будут заключить новые договоры.

Разумеется, среди арендаторов больше не будет ни одного иностранного гражданина. Что, по мнению чиновников, должно способствовать вхождению на рынок местных товаропроизводителей.

На деле же с января 2007 года рынки Челябинской области покинули более четырех тысяч иностранных торговцев. На их места пришел один единственный местный товаропроизводитель. Это данные официальной статистики. В администрациях рынков руками разводят: мест полно – желающих торговать нет.

Зато своего звездного шанса дождались российские торговцы азиатским ширпотребом. После того как 1 апреля в родные края отправились последние китайцы и младшие братья из южных стран, цены на вещевых рынках взлетели в 3-5 раз. В отсутствие конкуренции со стороны иностранцев демпинговать стало бессмысленно. Так, если еще две недели назад китайскую майку можно было купить за 50 рублей, то сегодня меньше, чем за 250 рублей, нигде не найдешь.

И если некоторые южноуральцы не заметили перемен, то другая – менее обеспеченная часть населения – с ужасом смотрит в будущее.

Чиновники областного Минэкономразвития считают, что нынешняя ситуация с пустующими местами и высокими ценами – временная.

- Цены не должны расти, никаких экономических оснований для этого нет, - заявил Эдуард Филиппов.

Но, как показала практика, реальному рынку до теоретических заявлений официальных экономистов дела нет. На падение предложения рынок отреагировал абсолютно классически – ростом цен. И даже если чиновники утверждают, что это преходяще, на всякое подобное заявление есть известная русская поговорка: нет ничего более постоянного, чем временное. Да и случаев, когда после роста цены снижались, пока мало.

Аналогичная ситуация сложилась на продуктовых базарах. Так, на рынке Тракторозаводского района Челябинска в будни работают четыре палатки. Цены, к примеру, на чуриловские помидоры и огурцы подросли в цене на 5-10 рублей. Между тем, именно в апреле к нам привозили ташкентские овощи, и стоимость помидоров и огурцов традиционно снижалась. Местный товаропроизводитель, возможно, и выиграл, если, конечно, это рост оптовых цен, а не торговая накрутка. Но потребитель от этого только проиграл.

Кстати, новый федеральный закон о розничных рынках гласит, что местные товаропроизводители должны занимать не менее 50 процентов мест на рынках городов и сел. Новый закон свалился на места, как снег на голову. Над тем, как обеспечить явку фермеров за прилавки, в областном правительстве ломали голову почти три месяца. И ничего нового не придумали, кроме как возрождать потребкооперацию.

Правда, как это делать, пока представляют довольно смутно. Зато в идеале в каждом районе области должны появиться свои сельскохозяйственные потребительские кооперативы. Организовать их должны владельцы личных подсобных и фермерских хозяйств на правах пайщиков. Именно кооперативам в перспективе отдадут на рынках места для реализации своей продукции. Таким образом чиновники планируют исключить звено перекупщиков.

К примеру, закупочная цена на мясо в области упала до 50 рублей за килограмм. Но на городских рынках стоимость мяса осталась на прежнем уровне – в среднем 150 рублей за килограмм. К выходным цена на свинину повышается до 200-220 рублей за кг. Основная прибыль достается перекупщикам. Задача потребкооперации – оставить максимум прибыли у производителя.

Как сообщил начальник отдела координации деятельности крестьянских и фермерских хозяйств областного Минсельхоза Игорь Кушнеренко, к концу этого года в Челябинской области должно появиться минимум 16 сельскохозяйственных кооперативов. Сегодня создано всего пять. Один из них – Нагайбакский кооператив – недавно впервые самостоятельно выбрался в выходные дни на Магнитогорский рынок. По словам Игоря Кушнеренко, попытка оказалась не очень удачной: из 300 кг мяса продали лишь половину. Почти 13 процентов выручки пришлось заплатить за аренду и санитарные справки. На рынке не приняли во внимание клеймо, поставленное районной санэпидслужбой.

Из опыта нагайбакцев в областном Минсельхозе сделали вывод, что для продовольственных кооперативов на рынках должны быть созданы льготные условия. Вот только не совсем понятно, почему раньше чиновники не догадывались о проблемах селян. Да и прежний закон вовсе не запрещал помогать местным производителям. Вот уж действительно, пока гром не грянет, мужик не перекрестится. Хотя потребкооперацию Советский Союз, помнится, уже проходил. И также не очень удачно. Видимо, нужно еще раз наступить на грабли, чтобы фантазия чиновников заработала.


Яндекс.Метрика
© 2006-2018 «Полит74»
Редакция: info@polit74.ru
Реклама: reklama@granadapress.ru
г. Челябинск