22 марта 2007, Автор: Ирина БЕРЕЖНАЯ

Отчет без купюр

Отчет без купюр

Зачем на физкультуре компьютеры? И что такое клавинова? Педагоги лицея №11 расскажут об этом на завтрашней конференции. Разговор о плюсах и минусах нацпроекта пройдет в необычной форме. Годовой отчет станет настоящим педагогическим шоу. Учителя, на практике реализующие президентскую инициативу, расскажут о своих успехах и трудностях. А также предложат добавить в нацпроект некоторые моменты, чтобы «корабль» плыл в верном направлении.

Деньги проблемы не решают

«Стол, водичка, и два – нет, три микрофона», - замдиректора по научно-методической работе лицея №11 Елена Киприянова отдает последние указания. Открытый отчет состоится завтра. Сейчас лицей гудит. Еще бы, среди гостей – городские и областные чиновники, коллеги из вузов. Надо сделать все по высшему разряду. Для приглашенных приготовили сюрприз: показательные уроки-пятнадцатиминутки с использованием современной техники, приобретенной в рамках нацпроекта.

- Публичное обсуждение итогов исполнения нацпроекта за 2006-й год – это дань современным тенденциям, - рассказала Елена Владимировна «Полит74». – И потом, мы – в числе лучших 66 средних образовательных учреждений, отмеченных президентским грантом. А лучшие должны соответствовать званию. Мы надеемся, что завтрашнее мероприятие станет традицией, и в следующем году уже другая школа открыто отчитается об исполнении национального проекта.

Уж если все действия в рамках нацпроектов, в том числе расходование денег, называются прозрачными, то прозрачность должна быть во всем. И в отчете тоже, решили педагоги и придумали настоящее шоу. Учитель физкультуры покажет, как компьютер, один из десятков, купленных в рамках программы по информатизации, можно использовать для физического оздоровления и развития школьников. Учитель музыки похвастается клавиновой – удивительным музыкальным инструментом, приобретенным также на бюджетные деньги. Участников ждут и другие необычные показательные выступления. Все они должны доказывать, что лицей изменился за этот год благодаря нацпроекту. И демонстрировать, как была освоена или не освоена новая техника.

- Конечно, в минувшем году у нас были не только удачи, - говорит Елена Киприянова. – Вскрылась масса проблем. Поэтому, если государство говорит нам «да», мы бы хотели и эти проблемы вынести на обсуждение, и вместе их решить. В рамках гранта мы получили один миллион рублей. Из него вычли налоги – и мы думали, как на оставшиеся деньги поддержать и лучших педагогов, и лучших учеников. Но деньги все-таки не решают проблем. Если говорить об инновационных проектах – а наша школа была отмечена именно как инновационная – денег надо больше, чтобы достичь какого-то результата. Нацпроект дает квоту на поддержку лучших учителей – один педагог на школу - а у нас все лучшие, с высшими категориями, отлично работают. Какова должна быть стратегия этой поддержки, какова навигация?

Еще одна проблема, которая не решается из года в год, касается привлечения молодых педагогов в школы. Новых учителей практически нет, кто проработал год-два – бегут. Схема поддержки «новичков» в нацпроекте никак не отражена.

Университет ругает школу

Лицей по мере сил старается решать проблемы сам. Помимо федеральных и областных программ, поддерживающих сферу образования, учителя даже приняли собственную, локальную программу «Технопарк». Попечители, которые обеспечивают эту инициативу, дают лицею заказ на образование, педагоги, в свою очередь, заказывают технику. По мнению Елены Киприяновой, такая стратегическая программа по развитию учебного заведения или ей подобная – в идеале – должна быть в каждой школе.

Тогда и вузы не будут говорить о том, что в школах плохо учат. Сейчас говорят. И наукоемкое направление развития образования приобретает, таким образом, скандализованный налет.

- У меня ребенок приходит из вуза и рассказывает о том, что вузовские преподаватели говорят о низком качестве обучения в школах, - рассказывает Елена Владимировна. – «Вас в школе ничему не учат», - так и заявляют. Но вузы сейчас совершенно не знают, как работает школа, несмотря на то, что мы находимся в связке, и вузовские педагоги приходят к нам. Поэтому мы рады открыть двери: придите, посмотрите, чему и как мы учим детей.

Февраль-март – отчетный период у всех образовательных учреждений. Школы отчитываются перед чиновниками о расходовании денег, выделенных в рамках нацпроектов. Деньги целевые: если выделяют на компьютеры, а у тебя крыша течет, будь любезен, купи технику, а про крышу забудь и жди милости от местной власти. Обо всех подобных несостыковках педагоги заявят завтра во всеуслышание. От того, поймут ли их чиновники, будет зависеть очень многое: и дальнейшее развитие системы образования, и плавание корабля под названием «национальный проект «Образовование».