21 февраля 2007, 01:00 Автор: По материалам "Российской Газеты"

По принципу солидарной ответственности

2007 год был объявлен в Челябинске годом повышения качества предоставления коммунальных услуг. И муниципальные власти вместе с управляющими компаниями делают все возможное, чтобы ситуация в жилищно-коммунальном хозяйстве улучшилась. Однако практика показывает, что решить большинство проблем, которые сегодня существуют в отрасли, без помощи федеральных властей просто невозможно. Недавнее выездное совещание президиума Госсовета в Татарстане еще раз показало, что в стране до сих пор нет единой стратегии действий по выводу жилищно-коммунального хозяйства из кризиса. Каждый регион варится в собственном котле. Тогда как без централизованного подхода к решению проблем ситуация в ЖКХ вряд ли изменится в лучшую сторону. Своими соображениями на этот счет поделился и глава Челябинска Михаил Юревич. В недавней публикации «Страховка для нештатных ситуаций в ЖКХ» в Российской газете челябинский мэр подробно описал систему оплаты капитальных ремонтов, которая, по его мнению, может существенно повлиять на положение дел в жилищно-коммунальной отрасли.

Застрахуйся на случай аварии

- С принятием нового Жилищного Кодекса наши законодатели существенно добавили проблем, напрочь разрушив прежние принципы существования ЖКХ, - считает Михаил Валериевич. – Между тем, не все они были нежизнеспособны. К примеру, вряд ли нужно было отвергать солидарный принцип финансирования и содержания жилого фонда. Он был бы крайне полезен, хотя бы на переходный период.

Глава города напомнил, что суть принципа сводилась к тому, что раньше за счет нового жилого фонда, который не требовал серьезных затрат на обслуживание, фактически шло финансирование старого жилья, которое уже требовало капитального ремонта. Новый Жилищный Кодекс не оставляет выбора: капитальный ремонт дома должен производиться за счет жильцов дома.

- В нынешних условиях это абсолютно нереально: даже по самому приблизительному подсчету на капитальный ремонт типовой 10-этажки необходимо собрать с каждой квартиры по 40 тысяч рублей, - приводит пример Михаил Валериевич. – У большинства жителей просто нет таких денег. Нет этих денег и в управляющих компаниях, которым едва хватает собранных с населения средств на текущее содержание. В итоге управляющие компании идут на поклон в муниципалитет просить бюджетного финансирования. Но муниципалитеты не имеют таких средств.

В 2006 году на проведение капитальных ремонтов из бюджета Челябинска было направлено 220 млн. рублей. Тогда как потребность уже сейчас составляет порядка 1 миллиарда рублей в год. Местному бюджету такие расходы не потянуть.

- Выход из этой ситуации видится один: необходимо законодательно закрепить строчку в расчетах на проведение капитального ремонта дома, - объясняет Михаил Юревич. – Но чтобы преодолеть психологический барьер – ведь далеко не все готовы платить за капитальный ремонт, если дому он пока не требуется, - обозначить соответствующую графу в квитанциях как определенный «страховой взнос на случай устранения аварийных ситуаций». Это и был бы взнос солидарной ответственности на случай ремонта кровли, заделки швов в панельных домах, замены системы отопления, лифтов и т.д. Эта страховая сумма способствовала бы возникновению настоящей конкуренции на рынке предоставления жилищно-коммунальных услуг, когда управляющие компании совершенно перестали бы зависеть от административного ресурса.

Тариф на проведение капитального ремонта в УрФО утвержден в размере 2 руб. 80 коп. с квадратного метра общей площади квартиры. По мнению челябинского мэра, эту сумму уместно было бы разбить на две составляющие. 1 рубль с квадратного метра – страховой взнос на случай устранения аварийной ситуации. При этом собрание жильцов должно принять решение, сколько процентов с этой суммы вносить на покрытие нештатной ситуации – 30, 50 или, может быть, 100 процентов. Но обязательно учитывать в данном случае возраст дома.

- Остальная часть тарифа – 1 руб. 80 коп. с квадратного метра – должна аккумулироваться в муниципалитетах и целевым образом использоваться на плановое проведение капитальных ремонтов, - считает Михаил Валериевич. – Но местным администрациям придется создать уполномоченную структуру по финансированию капитальных ремонтов, обеспечив прозрачность и справедливую очередность их проведения в соответствии с категорией жилого фонда.

По мнению мэра, эту проблему нужно решать незамедлительно на уровне Правительства РФ и Государственной Думы. Равно как и вопрос о существующей системе налогообложения управляющих компаний, которые, собирая деньги с населения за оказываемые услуги, вынуждены платить с них налог на добавленную стоимость.

- Не согласен с теми, кто заявляет, что финансирование капитальных ремонтов должно осуществляться исключительно из федерального бюджета, - говорит глава Челябинска. – Во-первых, при таком подходе мы никогда не избавимся от иждивенческих настроений у граждан, большая часть из которых является собственниками своего жилья. А во-вторых, желающих освоить немалые федеральные средства окажется немало, что в свою очередь создаст благоприятную почву для различных злоупотреблений. Впрочем, страховая система не отменяет полностью финансирования капитальных ремонтов из бюджетов разных уровней, но при ее использовании запускается переходный механизм, при котором управляющие компании смогут почувствовать себя более независимыми в рыночных условиях.

Сын в ответе за отца

Универсальность принципа солидарного финансирования глава Челябинска продемонстрировал также и на примере решения демографического кризиса в стране. Михаил Юревич, в частности, предложил напрямую увязать ответственность детей перед своими родителями с размером пенсионных выплат. Родители вкладывают немало сил и средств, чтобы дать ребенку образование, помочь встать на ноги. Почему бы детям не содержать своих родителей в старости?

- По выходу на пенсию родители могли бы получать определенный процент с доходов своего ребенка, скажем, 5 или 10 процентов, но не более какой-то суммы, - поделился своими соображениями Михаил Валериевич. – Чем больше детей, тем больше прибавка к пенсии. О размере «родительских алиментов» можно говорить в ходе обсуждения этого предложения. Понятно, что оно требует глубокой проработки, но сейчас важен сам принцип. Положительные моменты такого решения очевидны.

Во-первых, считает мэр, еще в дореволюционной России дети всегда воспринимались как помощники и надежный тыл в старости. И сегодняшние молодые семьи четко бы осознавали, что их благополучная старость напрямую зависит от количества детей, уровня их образования и воспитания.

Во-вторых, по мнению Михаила Юревича, таким образом можно было бы обязать оказывать финансовую помощь родителям так называемых «Иванов, не помнящих родства».

Третий важный аспект – сироты. Семьи, у которых не может быть собственных детей, могли бы усыновлять брошенных ребятишек, воспитывать, заботиться о них. На такие семьи уже предусмотрено государственное финансирование. При этом бы решалась еще одна важная проблема для нашей страны: в стране резко уменьшилось бы количество отказных детей и детей-сирот.

- Комплекс таких мер через несколько десятков лет решил бы не только проблему преодоления демографического кризиса, - считает Михаил Валериевич, - но и снял бы с повестки дня еще одну проблему – «стареющей страны». Любой гражданин-пенсионер уже знал бы, что размер его пенсии напрямую зависит от количества детей, которых он вырастил, воспитал и помог устроиться в жизни.


Яндекс.Метрика
© 2006-2018 «Полит74»
Редакция: info@polit74.ru
Реклама: reklama@granadapress.ru
г. Челябинск