9 января 2007, : Автор: Наталья ТАРНАКИНА

За Рождеством пришли Святки

В Челябинске главная рождественская служба проходила в Свято-Симеоновском храме. Во время торжественной службы здесь побывало около пяти тысяч человек. Для сравнения: в 1990 году Рождество в Свято-Симеоновском храме встречали 400 человек. А храмы Челябинской области в нынешнее Рождество посетило почти 700 тысяч человек. Архиепископ Челябинский и Златоустовский владыка Иов традиционную Рождественскую речь нынче посвятил особому значению семьи.

Как известно, после Рождества наступают самые веселые зимние дни – Святки. Работать в Святки не рекомендуется. Сейчас надо ходить по гостям и гадать на невест-женихов.

По традиции христиане в эти дни посещают святые места, жертвуют бедным и обмениваются подарками. На Руси в течение 12 дней, до Крещения, люди ходили в гости друг к другу и устраивали праздничные гулянья. Для забавных игр парни и девушки готовили маски зверей и птиц, шутовские одеяния, обходили дома и исполняли обрядовые песни. Среди ряженых были традиционные персонажи: Барыня, Горничная, Цыган, Цыганка, Нищий, Баба-яга, Черт, Смерть с косой... Все, кто рядился в маски, потом должны были искупаться в проруби, чтобы смыть с себя грех. Человек под маской на время праздничных обходов как бы выводился из рамок обычных норм поведения.

А в челябинских храмах во время Святок богослужения идут своим чередом. Все остальные народные традиции, по словам отца Игоря, настоятеля Свято-Троицкого храма, остаются за церковным забором.

- Церковь не претендует на освящение этих народных обычаев, - поясняет отец Игорь. - Я, конечно, не поборник различного рода фольклора, но раз народу это нравится, то пожалуйста. У прихожан нашего храма, например, есть свой кукольный театр, что-то вроде Вертепа. В Святки они устраивают разные представления, разыгрывают сценки. Это вполне нормально.

История говорит, что обычай Святок существовал в Римской империи, в Египте и у греков. Например, египетские жрецы, празднуя возрождение Озириса, надевали на себя маски и костюмы, соответствующие божествам, и ходили по улицам города. У римлян эти праздники назывались Днями солнца. Константин Великий, Тертулиан, Иоанн Златоуст напрасно восставали против святочных волхвований и безумных игр (календ) – обычаи гадать и наряжаться остались, хотя и в измененной форме.

Каждая хозяйка в эти дни должна щедро одарить гостей, угощая выпеченными из теста фигурками птиц и зверей, конфетами и другими сладостями.

Поскольку Святки, по народному поверью, – время особого разгула нечисти, то люди ставили мелом кресты на окнах и дверях, чтобы не вошла в жилище нечистая сила или недобрый человек.

А вот девушки в дни Святок гадали. Причем гадать можно было на самых разных предметах – на воде, воске, огне лучины или просто свечи. Угадать суженого можно было по кольцу, увидеть его в зеркале или в сновидениях и даже определить по собачьему лаю. Вот к этим обычаям церковь относится уже не так благосклонно, как к колядкам.

- Гадания вообще выходят за рамки всего дозволенного, - комментирует отец Игорь. - Церковь такие обычаи никак приветствовать не может.

Несмотря на это люди все равно гадали и продолжают гадать. Во время Святок церковь не венчает молодых. Зато раньше в это время начинались ярмарки невест. В деревнях крестьянские юноши и девушки собирались в одной избе и по ходу игр и веселья находили себе пару.

А еще в эти дни можно составить календарь погоды на будущий год, своего рода прогноз. Погода в первый день Святок давала основание предполагать, какой она будет в январе, во второй – в феврале и так далее.


Яндекс.Метрика
© 2006-2018 «Полит74»
Редакция: info@polit74.ru
Реклама: reklama@granadapress.ru
г. Челябинск