18 декабря 2006, : Автор: Ирина БЕРЕЖНАЯ

Метро, как за границей

Достигнуть мирового статуса Челябинскому метрополитену теперь более чем реально. Специально для нужд подземки построен первый в России завод, комплексно решающий проблему обделки тоннелей метро. Новые «кольца» - железобетонные тюбинги - заменят чугунные: дорогие и морально устаревшие. Завод уже готов приступить к выпуску первой партии тюбингов. Необходимые документы на поставку составлены. Дело, казалось бы, за малым: пройти сертификацию и дождаться финансирования. Только вот денег-то как раз и нет, и когда будут – не известно.

На Москву надейся, а сам не плошай

Совсем недавно губернатор Челябинской области Петр Сумин предлагал министру финансов Алексею Кудрину утвердить новую систему финансирования: половину требуемой суммы выделяет федеральный бюджет, половину – областной бюджет. Однако предложение принято не было, деньги на метро будут выделяться по прежней схеме: 20 процентов финансирует Москва, остальное – регион и город-обладатель будущей подземки. Однако того, что могут себе позволить местные бюджеты, явно не достаточно. Итог – челябинское метро строится уже более 13 лет.

- Областное правительство будет выделять средства на строительство по мере того, как будет наполняться бюджет, - сообщил на открытии завода Владимир Мякуш, председатель ЗСО. - Оптимальный вариант, к которому мы будем стремиться: открытие первой линии метро через 3-3,5 года.

Обозначенные сроки – сродни олимпийской победе. Впрочем, при четкой организации работы и бесперебойном выделении денег, наверное, реализовать эти планы можно. По крайней мере, производственная мощность нового завода – два километра тюбингов в год – это позволяет. Да и стоимость железобетонных колец, даже учитывая возврат по банковскому кредиту на строительство завода, намного меньше чугунных: 180 тысяч рублей против 260-ти тысяч. Но есть другой момент.

Подрядчик номер два

Наряду с финансирования стоит проблема эффективного освоения денег. Как заметил мэр Челябинска Михаил Юревич, сейчас подрядчик – АО «Челябметрострой» - работает из рук вон плохо. Вопрос даже в том, правильно ли доверили комбайн «Ловат», копающий тоннель, именно этому предприятию.

- Нужно слазить вниз, в тоннель, и посмотреть, как идет работа, - говорит Михаил Юревич. - Считаю, что «Ловат» в ненадежных руках. Кроме того, я намерен инициировать собрание акционеров – нужно рассмотреть проблему кардинально. Комбайн должен проходить в месяц 100-150 метров. Если нет своих специалистов, нужно приглашать их из других городов, тех, где уже есть сдаточные объекты. Нам необходимо совсем небольшое количество специалистов: 5-6 человек, которые знают, как работать.

С главой Челябинска согласен и генеральный директор «Челябметротрансстроя» Эльдар Усманов. По его словам, недостаток финансирования – это, конечно, проблема, но в последние два года ситуация начала более-менее выравниваться. А в этом году деньги из областного и городского бюджетов выделяются очень даже исправно, чего не скажешь о бюджете федеральном.

- Учитывая траты на материалы, мы освоили более полумиллиарда рублей, - рассказывает Эльдар Адыевич. - В планах на 2007 год – освоение 2,4 миллиарда рублей. Это задание федеральной и областной властей. Но у нас есть основная проблема – АО «Челябметрострой». При финансировании в 2006 году задолженность авансирования этого предприятия составила около 50 миллионов рублей. То есть по сути это деньги не освоены - включая аренду, оборудование, строительно-монтажные работы. В Екатеринбурге тоже идет строительство метро, и там из выделенных денег осталось не освоено 600 тысяч рублей – это один день работы.

То, что подрядчика будут менять – вопрос решенный. Однако какому предприятию доверят «Ловат», еще не ясно. Решать будет областная и городская власть и, конечно, собрание акционеров.

Сказано - сделано

Впервые идея удешевить строительство метрополитена за счет перехода на железобетонные конструкции прозвучала из уст мэра Челябинска Михаила Юревича. Решение о начале строительства специального завода было принято 21 сентября 2004 года на совещании в областном правительстве, посвященному строительству метро. Тогда Юрий Карликанов, генеральный директор ПКО «Челябинскстройиндустрия», взявшего на себя обязательство построить завод, планировал потратить на строительство примерно 200 миллионов рублей. Реальная сумма оказалась больше: завод обошелся в 340 миллионов рублей. Просчет вышел и со сроками сдачи объекта: вместо середины 2007 года завод оказался готов в декабре 2006 года.

Торжественное открытие нового завода по производству железобетонной обделки для тоннелей метро состоялось 15 декабря. Завод совсем небольшой, там установлена всего одна карусельная линия по производству блоков. Тем не менее, ее хватит, чтобы обеспечивать тюбингами челябинское метро, подземки других регионов, производить товарный бетон для зимнего, общесезонного бетонирования и бетон для жилья.

В производстве тюбингов применены инновационные технологии французской фирмы «СБИ». Все производство автоматизировано. Рабочим остается лишь следить за исправностью механизма и управлять работой системы. Однако пока система простаивает: завод еще не прошел сертификацию. Впрочем, как утверждает руководство, это дело не долгое: вся необходимая документация, технологические условия получены, подобрана рецептура, обучен персонал.

Выгода налицо

И все же когда завод обретет рентабельность – вопрос. Для рентабельной работы предприятию нужно производить полторы тысячи колец в год. А договор с основным заказчиком – «Челябметротрансстроем» - хотя и составлен, но еще не подписан сторонами. Притом что вся технология производства тюбингов ориентирована в первую очередь на челябинское метро и южноуральские условия.

Но мэрия и областные власти решили твердо: заказов будет столько, сколько позволят возможности. Шанс сравняться метро с Европой, где железобетонные тюбинги используют давно и очень широко, упускать не намерены. Комбайн «Ловат» вот-вот будет переоснащен на новый, правильный диаметр (размер «колец» в диаметре – 5,6 метра, комбайн же копал тоннель диаметром 5,5 метра). Оборудование для переоснащения закуплено еще полгода назад.

Выгода от новых тюбингов налицо: стоимость – 180 тысяч рублей, в отличие от чугунных за 260 и металлических за 400 тысяч рублей.

- Сейчас прохождение «Ловатом» одного метра стоит просто космическую сумму. Дороже, наверное, не найдешь, - говорит мэр Михаил Юревич. - С помощью продукции завода себестоимость работ будет намного ниже. Кроме того, качество бетонного комплекса намного выше всех прочих: производство высокоточное – резиновые стяжки крепят части «колец» до одного миллиметра. Хотя в любом метро есть протечки, но данная конструкция направляет воду своим путем. Комплекс не промокает, не пылит. Это уже армированный, спрессованный камень. Мы будем заказывать тюбинги по мере прохождения комбайном породы.








Яндекс.Метрика
© 2006-2018 «Полит74»
Редакция: info@polit74.ru
Реклама: reklama@granadapress.ru
г. Челябинск