21 ноября 2006, : Автор: Ирина БЕРЕЖНАЯ

«Живой проект» дальнейшей жизни

Сегодня в Челябинске открылся форум «Уральский меридиан». Представители муниципалитетов, входящих в Ассоциацию «Города Урала», приехали рассказать о своих насущных проблемах и посмотреть, как они решаются у соседей. Как оказалось, проблемы у всех одинаковые: реформирование муниципального хозяйства и применение нового Жилищного кодекса стали головной болью для местных чиновников. Однако отчаиваться никто не собирается. Как сказал Михаил Юревич в своем приветственном слове, мол, нечего ждать у моря погоды, «нужно донести до правительства России и Госдумы практические предложения».

Сегодня решение – завтра финансы

«Уральский меридиан» проводится уже во второй раз. Представители всех муниципалитетов (более 200 человек), входящих в Ассоциацию «Города Урала», собрались с утра в зале заседаний городской администрации. Отведенное на научно-практическую конференцию время использовали конструктивно: «воду в ступе» не толкли, обозначая городскую проблему, тут же вносили на обсуждение пути ее решения.

Как оказалось, проблемы у муниципалитетов – вне зависимости от населения и прочих факторов – одинаковые. Декларированное федерацией реформирование жилищно-коммунальной системы вменяется всем городам в обязанность, однако где искать деньги на новшества – большой вопрос. Неясностей добавил и новый Жилищный кодекс, ряд статей которого абсурдны, а то и вовсе разоряют местные бюджеты. Итогом конференции станет ряд предложений в федеральное правительство и Госдуму.

- В законе расплывчато сказано о финансировании реформ. Достучаться до федеральных денег ни нам самим, ни через субъект федерации невозможно. На сегодняшний день мы не получили ни копейки федеральных денег, и перспектив их получить нет. Но можно долго жаловаться, что у нас нет финансовых ресурсов, от жалоб финансирование не появится. Нужны конкретные решения, - категорично заявил Сергей Давыдов, первый вице-мэр Челябинска. – Мы живем по одним федеральным законам, но вопросы, которые федеральное законодательство ставит перед органами самоуправления, решаются по-разному. До сегодняшнего дня жилищно-коммунальное хозяйство остается зоной повышенных социально-экономических и политических рисков. Количество жилья и качество услуг на низком уровне. Компромисс между экономической выгодой и социальной справедливостью найти сейчас довольно трудно.

Реформаторы на собрания не ходят

И все же предложения по поиску компромиссов у местных чиновников и депутатов есть.
К примеру, по компиляции рыночного и административного подхода к ведению муниципального хозяйства. И 131 законом «О местном самоуправлении», и ЖК РФ усиливается ответственность органов местного самоуправления за состояние муниципального хозяйства. При этом возможность практического влияния на ситуацию у городских властей ограничена. Создание конкуренции в сфере ЖКХ на корню пресекается правом федерации устанавливать тарифы. Стоимость услуг поставщиков задана законом, какая уж тут ценовая политика управляющих организаций или инвестирование в систему.

Кроме того, рановато, по мнению городских властей, федерация возложила ответственность за содержание имущества на собственников. Люди элементарно не готовы к тому, чтобы решать вопросы, связанные с капитальным ремонтом своего дома.
К примеру, только в Челябинске на капремонты необходимо 8-10 миллиардов рублей – и это только на жилфонд без учета ремонта сетей. Таких денег ни у муниципалитета, ни тем более у собственников нет.

- Попробовал бы кто-нибудь из наших реформаторов поучаствовать в собрании жильцов, - сыронизировал председатель Челябинской гордумы Сергей Комяков. – Да ни одна управляющая компания не рискнет доказывать что-то собственникам по тарифам или ремонту! Необходимо оставить государственное регулирование на тарифы и ввести софинансирование капремонтов…

Действительно, даже если и попытались бы собственники жилья о чем-то договориться, любое собрание – по тарифам либо по ремонту – превращается в перебранку пытающихся сэкономить копейку жильцов, привыкших к услугам «на блюдечке с каемочкой».

Новый дом по старому адресу

Однако в Челябинске выход на первое время найден. Надстройка мансард и переоборудование холлов общежитий позволяют сделать ремонт и реконструкцию зданий. К примеру, надстроенная мансарда на обычной пятиэтажке увеличивает площадь дома на 15-20 процентов, а обходится строительство в полтора раза дешевле. К тому же и затраты на инфраструктуру меньше, что весьма существенно – дополнительных денег на ремонт коммунальных сетей также нет.

А в Екатеринбурге и Свердловской области усиленно «борются» с ветхим жильем.

- Большая доля жилого фонда была создана в период массовой застройки, максимальная эксплуатация его – 60 лет, а это значит, что уже в 2010 году многие «хрущевки» станут аварийными. Мы об этом подумали пять лет назад. С этого времени у нас действует программа по сносу ветхо-аварийного жилья и строительству нового, - рассказывает Иван Черняк, исполнительный директор Ассоциации предприятий и организаций ЖКК УрФО. – Жильцы ветхого дома оплачивают процент его стоимости и с сохранением прописки переезжают в маневренный фонд – он должен быть обязательно. При строительстве новых домов используется современное энергосберегающее оборудование. Экономия тепла, к слову, составляет 40 процентов – это реальные цифры, а не проекты. Как только дом закончен – люди переезжают в новую квартиру по старому адресу. Финансируют программу бюджеты всех уровней и инвесторы. В Екатеринбурге построено уже пять домов. Сейчас программа начинает действовать в Кургане и 23-х муниципалитетах Свердловской области. Заинтересовались Чебаркуль и Озерск.

Плохие законы

Многие проблемы, которые приходится решать городским властям, появляются благодаря несовершенству или противоречивости законодательства. На форуме был подготовлен «живой проект» предложений по изменению ряда статей ЖК РФ и 131 закона.

В частности, статей ЖК, устанавливающих необходимое число собственников на собрании для принятия легитимного решения. Сейчас одна статья устанавливает норму в 60 процентов, другая – в 100 процентов жильцов-собственников. Поди разберись…

Кроме того, путаница возникает и с перераспределенными полномочиями по 131-му закону. Полного их объема, перечня и стоимости никто не знает. Муниципалитетам приходится «крутиться» самим.

Сергей Комяков предложил вынести на обсуждение депутатов Госдумы инициативу по установлению критерия для банков при выделении ипотеки для бюджетников. С существующими зарплатами выплачивать 14 процентов ставки бюджетникам нереально. Как считают челябинские депутаты, нужно, чтобы был установлен критерий с пониженной ставкой.

Необходимо принципиальное решение федерации и по капитальному ремонту жилого фонда, и сетей, переданных муниципалитетам. К предприятиям-банкротам требования отремонтировать здания не предъявляются, видимо, федеральные структуры в регионах понимают, что смысла в этом нет, учитывая, что компаниям и так грозит долговая яма. Однако как только фонд переводится в муниципальное ведомство, тут же появляются контролеры и требуют привести сети в порядок. Четко установленного механизма – кто и сколько денег вкладывает – до сих пор нет.

Олег Санжанов, начальник управления ЖКХ администрации Екатеринбурга, список статей, требующих корректировки, расширил. По его словам, единственная схема, пригодная для капитальных ремонтов, – софинансирование – работать из-за отсутствия законодательных норм не может. Кроме того, как считает Олег Игоревич, необходимо увеличение жестких обязательств собственников при содержании своих помещений и оборудования при проведении капитального ремонта своего дома.

…«Уральский меридиан» продолжился в выставочном центре «ЮжУралЭкспо», на выставке, где гости Челябинска представили проекты инновационных решений в сфере ЖКХ и городского устройства. Завтра, 22 ноября, выставка продолжит работу. Кроме того, работа муниципальщиков будет продолжена в трех секциях: «Жилищно-коммунальное хозяйство», «Экология города» и «Дорожное хозяйство, благоустройство, транспорт».


Яндекс.Метрика
© 2006-2018 «Полит74»
Редакция: info@polit74.ru
Реклама: reklama@granadapress.ru
г. Челябинск