16 ноября 2006, 01:00 Автор: Елена ИВАНОВА

Кому финансы будут петь романсы?

В понедельник в Москве прошло совещание мэров областных центров с представителями федеральных органов власти и руководителями партии «Единая Россия». Главы городов обсудили множество проблем, но главным и самым больным стал вопрос финансирования городов. Вернувшись из столицы, глава Челябинска Михаил Юревич рассказал об итогах московского совещания.

По словам Михаила Валериевича, участники съезда перво-наперво поставили точку в вопросе отмены выборов и назначении глав городов, признав эту инициативу нецелесообразной и нарушающей права граждан. На корню пресекли и попытку нарушить целостность городов. Напомним, наряду с отменой выборов предлагалась другая крайность – разбить крупные города на районы и в каждом проводить отдельные выборы главы. В Челябинске, к примеру, могло бы быть сразу семь мэров.

- В свое время таким образом раздробили Лондон, но потом обратно объединили, - прокомментировал Михаил Юревич. – Практика показала бессмысленность затеи. Мегаполис развивается в единой системе и обладает единой инфраструктурой, разделять которую нельзя. Позицию глав городов поддержало и руководство партии «Единая Россия».

Однако основной темой совещания стало несовершенство финансирования областных городов. И в частности, проблема несправедливого распределения областного бюджета между городами региона.

Как объяснил глава Челябинска, суть проблемы в том, что в большинстве областей, где промышленное производство на подъеме, региональные бюджеты растут как на дрожжах. И областные чиновники порой не знают, куда реально потратить доходы. В то же время основные налогоплательщики – областные центры - вынуждены влачить жалкое существование, поскольку практически все заработанные деньги перечисляются в казну региона. А там пирог делят по принципу: большой брат и так сытый.

Взять, к примеру, бюджет Челябинской области. В 2006 году его доходы составили 50 млрд. рублей, половину этих денег заработал Челябинск. При этом в казне областного центра едва наскребли 7,3 млрд. рублей.

- Промышленность Ленинского района города работает в полную мощность и приносит огромные деньги в областную казну, - пояснил мэр Челябинска. – Но территория района грязная, нет хорошего освещения, жилой фонд разваливается. Потому что в собственном кошельке – городском бюджете – пусто. А заработанные челябинцами деньги отдаются другим городам. Конечно, депрессивным территориям нужно помогать. Но справедливо ли это по отношению к людям, которые зарабатывает деньги? Они тоже хотят видеть отдачу своего труда в виде ухоженных домов, хороших дорог и капитальных ремонтов домов.

По словам Михаила Юревича, эта проблема существует во всех областных городах. Где-то она менее выраженная, где-то очевидная – особенно в тех регионах, где отношения мэров и губернаторов, мягко говоря, не дружеские.

- Челябинск в денежном вопросе практически всегда находит понимание со стороны губернатора, - отметил Михаил Юревич. – И в этом нам повезло больше, чем многим другим городам. Но даже в таких условиях средств катастрофически не хватает, чтобы привести город в порядок.

Процесс распределения доходов бюджета региона между крупными и мелкими городами вызвал массу нареканий у глав городов. Так, по словам главы Челябинска, мэры обратили внимание федеральных властей на то, что нынешняя система не дает стимулов для развития ни отстающим территориям, ни промышленно развитым городам. Дележ бюджета в отдельных областях доходит до маразма, когда города-доноры получают меньше, чем те, кто вообще ничего не зарабатывает. И депрессивные территории зачастую живут лучше, чем бурно развивающиеся. Возникает резонный вопрос: зачем вообще к чему-то стремиться, если и так неплохо кормят?

Еще один важный нюанс. Главы городов единогласно выступили за отмену так называемых налоговых люфтов. Так, к примеру, федеральный закон дает право регионам решать, сколько процентов от сборов подоходного налога выделить городу, и определяет люфт от 30 до 50 процентов. Разумеется, депутаты областных дум единогласно по всей стране решили отдавать по минимуму, то есть 30 процентов.

- Из-за нечеткости закона возникают конфликты между мэрами и губернаторами, - прокомментировал Михаил Юревич. – При этом мэры законно просят больше, а губернаторы также абсолютно законно дают меньше. А стояла бы одна цифра – 50 процентов. И никаких споров бы и в помине не было.

За два дня съезда мэры городов обсудили с федеральными властями и партийцами множество вопросов, в том числе, связанных с земельными аукционами, строительством доступного жилья, игорным бизнесом, монетизацией льгот и т.д. Но главным своим достижением мэры считают решение о создании постоянно действующей комиссии при правительстве Российской Федерации, в состав которой войдут главы городов. Отныне любой законопроект должен будет пройти согласование в комиссии. Значение этого события трудно переоценить. Главы городов считают, что теперь-то они не допустят принятия абсурдных решений. И смогут самостоятельно отстаивать свои права.


Яндекс.Метрика
© 2006-2018 «Полит74»
Редакция: info@polit74.ru
Реклама: reklama@granadapress.ru
г. Челябинск