27 сентября 2006, Автор: Елена ИВАНОВА

Строители хотят власти

Строители хотят власти

Сегодня в Челябинске собрались строители со всей России, чтобы обсудить перспективы и проблемы перехода от государственного регулирования в строительной отрасли к саморегулированию и найти пути взаимодействия с государством в вопросах надзора и контроля в строительной отрасли. Однако игра получилась в одни ворота.

Палка о двух концах

На строительный форум, который проходил в Южно-Уральском государственном университете, приехали представители Российского Союза строителей, руководители и специалисты строительных компаний из разных городов страны, деятели науки и юристы. А вот представители власти, которых приглашали организаторы, увы, не нашли времени, чтобы выслушать строителей.

Между тем, законопроект «О саморегулируемых организациях», который лежит сегодня в Госдуме, вызывает весьма неоднозначную реакцию. Саморегулирование как институт гражданского общества достаточно успешно действует во многих цивилизованных странах. И в целом строители положительно относятся к его принятию. Закон должен разрушить административные барьеры, освободить строителей от обязательного лицензирования и дать возможность самим строить новые более прозрачные и понятные отношения в отрасли.

Но саморегулирование – палка о двух концах. Тем более в России. Сами строители сомневаются в том, что предпринимательское сообщество готово к саморегулированию со столь широкими полномочиями. Опасение вызывает и тот факт, что в отсутствие надзора на рынок хлынут мошенники, что может привести к весьма плачевным последствиям как для добросовестных строителей и промышленников, так и для покупателей.

Не рановато ли с рокировкой?

- В Германии, США и других странах саморегулирование – это самый рентабельный путь развития в строительной отрасли, - прокомментировал эксперт федерального лицензионного центра по строительству и архитектуре при правительстве Российской Федерации Леонид Семичастный. – Но Россия, на мой взгляд, пока не готова к таким отношениям. Депутаты Государственной Думы обещали принять закон о саморегулировании до Нового года. Но чтобы он работал, необходимы еще порядка 20 правовых положений, которые бы регламентировали деятельность в новых условиях. Их нет. Поэтому нужен как минимум еще год, чтобы доработать идею.

Сегодня власть диктует правила игры, а строители пытаются им соответствовать. Идея создания саморегулируемых организаций в том, чтобы поменять эти позиции. Дать строительному сообществу возможность самим выработать, принять и внедрить ясные и обоснованные критерии, которым должен соответствовать участник инвестиционно-строительной деятельности. И обеспечить ответственность строительных компаний перед потребителями их услуг через создание компенсационных фондов, обязательного страхования строительных рисков и других механизмов коллективной ответственности.

- Самостоятельное создание правил и стандартов, а также осуществление контроля над их соблюдением есть наивысшая степень ответственности строителей перед потребителем и будущими поколениями, - считает председатель Союза строителей Челябинской области Леонид Беркович. – Однако в условиях современной России исключительно важно изначально задать правовые рамки объединения предпринимателей в саморегулируемые организации. Если пустить процесс на самотек, можно наломать немало дров.

Кто ответит за безопасность?

Еще больше споров вызывает законопроект об отмене обязательного лицензирования предприятий стройиндустрии. Сторонники отмены лицензий сетуют на коррупцию в лицензионных органах. Их оппоненты считают, что система лицензирования ни в коей мере не является непреодолимым административным барьером для добросовестных предпринимателей и не ограничивает свободу их деятельности.

Генеральный директор «Федерального лицензионного центра при Росстрое» Александр Толкачев уверен, что отмена лицензирования в условиях отсутствия на сегодня других реальных методов контроля качества и безопасности строящихся объектов и продукции стройиндустрии просто недопустима.

- Сегодня только лицензирование обладает эффективным механизмом принятия мер к строительным и проектным организациям, допустившим какие-либо нарушения, путем приостановления действия лицензий или их аннулирования, - говорит Александр Васильевич. – Отмена лицензий фактически делает потребителей беззащитными. В то время как вопрос качества проектируемых и строящихся зданий и сооружений для массового пребывания людей во всем мире стоит очень остро.

Ситуация осложняется еще и тем, что до настоящего момента не разработан ни один технический регламент в строительной отрасли, обеспечивающий безопасность зданий. Их разработка в очередной раз откладывается на конец 2008 года, в то время как лицензирование планируют отменить с января 2007 года. Выходит, что предприятия стройиндустрии полностью выйдут из-под самого главного контроля – контроля качества. Строй хоть сарай из пальмовых веток – если он развалится, никто не будет виноват.

Не обеспечена законодательством и система страхования различных строительных рисков, а также ответственности предпринимателей. Все это лишь малая часть тех проблем, с которыми строители и потребители столкнутся, если Россия перейдет на саморегулирование уже через три месяца. Но многих неприятностей можно избежать, если не торопиться и отнестись к принятию законопроекта с большей ответственностью. Важно, чтобы эта работа велась исключительно в рамках законодательства, которое, увы, еще хромает на обе ноги.