27 июля 2006, Автор: Ирина БЕРЕЖНАЯ

Политический подтекст «картофельного» скандала

Политический подтекст «картофельного» скандала

Конфликт «овощного» ведомства и городской администрации получил неожиданное развитие и перешел в политическую плоскость. Институт плодоовощеводства и картофелеводства (ЮУНИИПОК) осуществил хитрую задумку: оформил право собственности на 780 из 1238 гектаров спорных северо-западных земель. И это спустя два дня после запрещающего решения арбитражного суда! «Хулиганов» под свое крылышко взял вице-губернатор Владимир Дятлов, провозгласивший в пятничных комментариях законность сделки. По мнению городских чиновников, данная ситуация сконструирована специально и с двумя целями: досадить главе города Юревичу и скомпрометировать его в глазах федеральных чиновников, сорвав реализацию нацпроекта по жилью. Юристы видят единственный выход: судить участников оформления собственности за неподчинение решению суда.

Хитрая сделка

Несколько микрорайонов на северо-западе – единственные в этом районе, где можно широкомасштабно реализовывать национальный проект «Доступное и комфортное жилье». Напомним, в начале 2006 года Южно-Уральский научно-исследовательский институт плодоовощеводства и картофелеводства оформил на эти земли право собственности. Таким образом, «под картошку» попали поселок Градский Прииск, сквер в Курчатовском районе, Краснопольская площадка, микрорайоны 19, 30, 32, 34 и 35. Как ни удивительно, правоустанавливающие документы были оформлены даже на те земли, которые уже застроены жилыми домами или находятся в процессе застройки, например, микрорайоны 29, 33, 34, а также 41, 42 и 39 (в простонародье Тарасовка). Основанием для кадастровой оценки и оформления собственности стало некое постановление совета министров РСФСР 1962 года, согласно которому этот участок закреплен за ЮУНИИПОК.

Интересно, что о своем «праве» перевести гектары землепоселений (именно землепоселений – так сказано даже в свидетельстве о регистрации собственности) в разряд опытно-экспериментальной площадки руководители института вспомнили лишь сейчас. Ни в 1999 году, ни в 2003-м, ни даже в 2005-м, а именно в 2006-м, когда федеральный Росстат зарегистрировал небывалый 20-процентный рост объемов жилищного строительства в Челябинске. Именно сейчас, когда Челябинск вышел на одну из первых позиций в России по реализации сформулированного президентом национального проекта по жилью. Ситуация абсурдная в принципе, тем не менее, заставляет задуматься: а был бы подобный конфликт, если бы у городских властей воплощение президентских программ шло не так гладко? Нужна ли была бы тогда «разменная монета» в лице «картофельного» института в большой политической игре? Думается, вряд ли. Городу, не поспевающему за федеральными планами, и досаждать было бы незачем. Успешному же Челябинску, видимо, кто-то очень хочет насолить. Четкая позиция городской администрации – не дать сорвать реализацию нацпроекта.

- Мы инициировали подачу искового заявления в арбитражный суд с просьбой принять решение об обеспечительных мерах в отношении управления федеральной регистрационной службы, запрещающее производить какие-либо действия по регистрации права собственности на эту территории, - комментирует первый вице-мэр Олег Грачев. - 18 июля арбитражный суд принял решение, полностью удовлетворяющее требования администрации города. Результативная часть решения налагает обеспечительные меры на проведение каких-либо операций по регистрации земельного участка на северо-западе площадью 1238 гектаров. На следующий день, 19 июля, официальная информация о решении суда была доставлена в службу судебных приставов и в управление федеральной регистрационной службы. Подтверждающие документы со всеми входящими номерами у нас имеются. Несмотря на это, 20 июля регистрационная служба закрепляет право собственности ЮУНИИПОК на 778 гектаров, входящих в территорию, на которую наложены обеспечительные меры. Регистрация проводится под другим кадастровым номером. Я консультировался с юристами, интересовался, какое действие со стороны правоохранительных органов может повлечь подобная ситуация. Мне однозначно заявили, что это – уголовное дело за неисполнение решения суда в отношении тех лиц, которые осуществляли регистрацию.

Из Тарасовки не выгонят

Интересно, что столь резонансное решение персонал федеральной регистрационной службы принимает даже в отсутствие руководителя управления. По информации городской администрации, регистрировал земли какой-то клерк второго-третьего порядка. Подозрительная поспешность, однако. Есть и еще один интересный нюанс. Руководитель территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Челябинской области – управления, которому и перешло право распоряжения спорной территорией, – некто Александр Власов. В настоящее время прокуратура области предъявила ему обвинение в незаконном отчуждении объектов недвижимости, находящихся в федеральной собственности. Дело о мошенничестве уже рассматривает областной суд.

- Это один из аспектов политической составляющей конфликта, - считает Олег Грачев. - Господин Власов – субъект уголовного дела по реализации государственного имущества. Обвинение ему предъявлено, но в суд дело не передается. Мое мнение: ситуация используется в интересах одной из строительных компаний. Недавно одно Интернет-издание предположило: а что, если бы территорию, о которой идет речь, застраивала не «Артель-С», а, к примеру, строительная компания «Монолит»? Были бы такие вопросы? Конечно, не было бы. И тем более мне удивительна позиция господина Дятлова, который так оперативно комментирует ситуацию и говорит, что регистрация права собственности произошла правильно и законно. Кажется, грядет грандиозный скандал.

Итак, что же стоит за сомнительной регистрацией права собственности на 700 городских гектаров? Кстати, остальные земли, которыми поступились дельцы, – это несколько микрорайонов (в том числе и Тарасовка), где живут далеко не бедные люди. А их даже при всем желании вряд ли удастся выпроводить вон из собственных особняков.

Жильцам домов в микрорайонах, вошедших в 700 га, явно не повезло: теперь ЮУНИИПОК имеет полное право снести многоэтажки, а люди станут заложниками плодоовощеводства и картофелеводства. Стройки же, которые уже ведутся, согласно логике вещей, должны быть заморожены.

Впрочем, вполне возможно, что кто-нибудь из противников городской администрации в приступе абсурдного оптимизма рискнет предположить, что институт не будет выселять людей и – более того – продолжит строительство. Вопрос: а кто будет конкурсы на застройку проводить? У «картофельного» ведомства такого права нет. А если бы и было, куда бы пошли деньги от аукционов? Подводить инженерные коммуникации у института нет возможности. Да если бы и были в этом плане достигунты какие-либо положительные результаты, неужели ЮУНИИПОК стал бы заботиться о социальной инфраструктуре, решал бы, сколько строить в микрорайонах детских садов и быть ли там подстанции скорой помощи или пожарной станции?..
Однако с большой долей вероятности можно надеяться, что негативные прогнозы не осуществятся – за этим проследит прокуратура и суд. К тому же подтекст ряда документов, хранящихся в архивах городской администрации, просто-напросто нивелирует право института на землю и лишает противников городской власти надежды на кураж.

Что скажет губернатор?

Претенденты на спорную землю ссылаются на распоряжение Совета министров РСФСР выпуска 1962 года, согласно которому земли, находящиеся в северо-западном районе Челябинска, отводятся под опытно-экспериментальные площадки институту плодоовощеводства и картофелеводства. К слову, в 1962 году жилых кварталов на территории северо-запада не существовало. Например, в районе улицы Молдавской был танковый полигон, где ЧТЗ испытывал свою продукцию. Возможно, тогда руководство института и могло грезить об опытных землях для вывода новых сортов овощей. Однако недолго: уже 30 декабря 1967 года тот же Совет министров издает постановление № 959. Называется оно «О генеральном плане города Челябинска». В постановлении отмечено, что застройка Челябинска осуществляется в соответствии с генеральным планом города, утвержденным Совмином РСФСР еще 20 марта 1947 года. В частности, в нем сказано: «Территориальное развитие города осуществляется в северо-западном и западном направлении по левому берегу реки Миасс, левому берегу Шершневского водохранилища и в юго-восточном направлении озера Смолино за счет использования городских земель и земель, прилегающих к городу». Таким образом, распоряжение Совета министров 1962 года перекрывает более свежий документ: генеральный план развития города, утвержденный правительством РСФСР в 1967 году. Кроме того, в начале 1980-х годов решением Челябинского облисполкома все опытно-экспериментальные станции научно-исследовательского заведения перенесли на территорию Сосновского района. Решение подписал Евгений Федорович Куракин, ныне председатель городского совета ветеранов. Логический довод: если бы на тот момент у института существовали какие-то юридически обоснованные притязания на эти земли, вопрос переноса сам по себе никак бы не возник.

Интересно, что спор о городской земле идет уже давно. Стоит только вспомнить скандал по поводу областного земельного закона, которым некоторые подчиненные губернатора хотели перевести право распоряжения участками под застройку в ведомство областных структур. Скандалу из-за областного земельного закона не дал разгореться губернатор, вовремя сказавший веское слово. В вопросе же с землями на северо-западе словом губернатора заинтересованные стороны пренебрегли. Несмотря на то, что тайных смыслов в этом слове невозможно было найти при всем желании. В официальном письме полномочному представителю президента РФ в УрФО Петру Латышеву Петр Сумин высказался однозначно: «Неожиданным возможным препятствием выполнения плановых заданий по вводу в эксплуатацию нового жилья являются появившиеся претензии ГНУ ЮУНИИПОК, предпринимающего действия по оформлению на основании якобы отнесенной к федеральной собственности права на бессрочное пользование территорией (1238 га), расположенной внутри северо-западного района города, куда входят участки, уже застроенные жилыми домами, хотя институт на этих землях никакой хозяйственной деятельности не вел и не ведет. Никаких строений и сооружений не имеет. Изъятие этого участка из процесса плановой застройки значительно осложнит реализацию заданий по вводу в эксплуатацию нового жилья. Прошу вас, Петр Михайлович, оказать содействие в закреплении спорного земельного участка за муниципальной собственностью города Челябинска».