12 июля 2006, : Автор: Ирина БЕРЕЖНАЯ

ГИБДД и спасатели снимают «кино»

Когда вы будете проходить или проезжать перекресток проспектов Свердловского и Ленина, не стоит нарушать правила движения и хулиганить. Лучше пошлите улыбку столбу. Знайте: улыбку вашу заметят и – несомненно – оценят. Со вчерашнего дня там установлена круглосуточная система внешнего видеонаблюдения. Однако если вы все-таки совершите правонарушение, к ответственности вас пока не привлекут: механизм привлечения не разработан. Но на заметку негодяя все равно возьмут, до скорого будущего. Так что советуем держаться в рамках закона. От камер не скрыться.

Водитель, будь начеку

Вчера систему видеонаблюдения презентовали главе города Михаилу Юревичу. Камерами оборудован пока только один челябинский перекресток. Новшество, уже давно прижившееся во многих городах России, у нас только пилотировало. Сбылась мечта автоинспекторов.

Перекресток двух проспектов – Свердловского и Ленина – числится в милицейских сводках как один из опасных. Центр города все-таки, Алое поле. В будние дни там проезжают тысячи машин. И регулярно бьются. Одна авария в день – стабильный минимум. И только ее участникам известно, сколько приходится тратить времени, чтобы отстоять свою правоту.

ДТП со смертельным исходом на перекрестке тоже предостаточно. Но если останется человек в живых, доказать, что в аварии он не виновен и соблюдал правила, как раз и помогут камеры наблюдения. «Вычислить» нарушителя, опознать угнанную машину – тоже. Малейшего превышения скорости, выезда на «встречку», перехода дороги в неположенном месте будет достаточно, чтобы почтальон принес на дом квитанцию об оплате штрафа.

- Мы поставили задачу: оснастить камерами самые опасные перекрестки города, где случаются аварии с тяжкими последствиями, - сказал Михаил Юревич. - Всего их будет восемь. Пусть пешеходы и водители знают, что перекресток оснащен камерами, и что при нарушении правил их непременно оштрафуют. Оператор, следящий за «картинкой» с камеры, прекрасно видит номер машины. Видны все угнанные автомобили – их определяет компьютер. Кроме того, все карманные кражи, хулиганства, драки в поле видимости камер тоже фиксируются. Естественно, как и нарушения, и аварии. Доказывать станет легче, а то на доказательную базу вон какие деньги тратятся! Правда, здесь есть нюанс: на данный момент в Российской Федерации ответственность за какие-либо нарушения несет владелец транспортного средства. И неважно, кто был за рулем. Но мы внесем предложения поправок в Госдуму, надеемся, изменится положение вещей.

Пока не штрафуют

Действительно, если камера зафиксирует нарушение, то квитанция об оплате штрафа придет на дом к владельцу машины. И он обязан будет оплатить его, даже если не сидел за рулем. Хорошо еще, если виноватым окажется кто-то из знакомых, которым было доверено авто. С них можно будет потребовать деньги обратно. А если машина продана по доверенности - тогда придется платить за чужого дядю. На уровне власти давно обсуждается эта норма закона, однако до сих пор никто не выдвинул законодательной инициативы об ее отмене.

- Есть еще одна проблема, - комментирует Константин Островский, начальник ГИБДД Челябинской области. – Нет разработанной системы штрафов. Сложно понять, как они будут взиматься. Сотрудник милиции смотрит, что машина проехала на красный сигнал светофора, а механизма, что дальше делать, нет. Или звонить в дежурную часть, чтобы машину задержали, или вызывать нарушителя для дачи объяснений? Представители ГУВД выезжали в Санкт-Петербург, Екатеринбург – перенимали опыт. Сейчас систему будем разрабатывать.

Между тем, отсутствие столь необходимой системы еще не значит, что нарушителям все сойдет с рук. На заметочку их все равно будут брать. А угонщиков ловят уже сейчас. Стоит только компьютеру зафиксировать совпадение номеров угнанного авто и только что проехавшего перекресток, как тут же посты ГИБДД извещаются, в какую сторону поехал транспорт. Перекресток просматривается со всех сторон. Камер всего восемь: по нескольку по углам и одна сверху. «Картинка» записывается – изображение можно прокручивать сколь угодно раз. Только вот приблизить его нельзя – в камерах пока нет специальных механизмов. Располагаются камеры на светофорных или фонарных столбах. Высота подбирается каждый раз разная: в зависимости от лучшего обзора.

Точка Х

Операторы, наблюдающие за происходящим на перекрестке, дислоцируются в Челябинской службе спасения. На данный момент несколько человек совмещают обязанности, то периодически садясь за монитор, то выезжая на вызовы. По мнению Константина Островского, для работы «за пультом» должно быть создано специальное подразделение. Его сотрудники будут взаимодействовать со всеми силовыми органами, оперативно передавая информацию. Руководство службы спасения так далеко не заглядывает. Там надеются, что для начала им выделят хотя бы несколько должностей операторов.

- Как только система начнет работать по всему городу, станет понятно, сколько нужно сотрудников для наблюдения, - говорит Василий Рожко, начальник Челябинской службы спасения. – Но даже без дополнительных кадров наш центр теперь является уникальным. Служба спасения – это универсальная база. У нас уже стоит мощная система связи со всеми силовыми управлениями. Наша станция оперативной связи насчитывает более 10 тысяч номеров. Представьте: мы слышим, знаем, управляем, а теперь еще и видим. У нас идеальное местоположение – центр города. Благодаря администрации города в здании нам выделили еще один этаж, где разместим центр наблюдения.

В ближайшее время камерами оснастят места массового скопления людей (к примеру, Кировку и площадь Революции) и дополнительные перекрестки: Свердловского проспекта с улицей Воровского и с Комсомольским проспектом; улицы Российской и проспекта Ленина. Кстати, из городского бюджета на камеры и оснастку к ним не было потрачено ни копейки. Социальные обязательства взяла на себя группа компаний «Интерсвязь». Установить видеонаблюдение на одном перекрестке стоит один миллион рублей. И хотя обещают бизнесменам со временем вернуть деньги процентами от штрафов, верится в это с трудом. К тому же, похоже, им эти деньги вовсе не нужны.

- Это невыгодный проект, - признается Леонид Вахрамеев, председатель совета директоров «Интерсвязи». – Может быть, через несколько лет и можно будет вернуть деньги. Но сейчас меня это мало заботит. Я живу в этом городе и хочу, чтобы он был безопасным. Вот об этом мы думаем. Оснастили один перекресток – уже точно знаем, сколько необходимо на это средств. Теперь снова садимся за стол переговоров с администрацией, будем обсуждать дальнейшую работу.




Яндекс.Метрика
© 2006-2018 «Полит74»
Редакция: info@polit74.ru
Реклама: reklama@granadapress.ru
г. Челябинск