23 июня 2006, Автор: Ирина БЕРЕЖНАЯ

Выход из тени

Выход  из  тени

По инициативе «Единой России» учрежден «Всероссийский совет местного самоуправления». Сегодня прошла учредительная конференция, создавшая Челябинское региональное отделение этой организации. Отныне, как планируют единороссы, мнение городских и поселковых властей при приеме законов, их касающихся, будет непосредственно учитываться. Необходимость Совета самоуправления доказал первый год реализации 131 закона. Оказалось, что в плане теории он совершенно верен, но вот на практике реализуется далеко не в соответствии с поставленными целями. Причина в том, что разработчики закона мнения муниципалитетов не спросили, механизм реализации не проработали. Теперь муниципалы скажут свое слово.

Реальная жизнь далека от Госдумы

Не «подточен» под города, села и поселки не только 131 закон о реформе местного самоуправления. Жилищный кодекс, градостроительный кодекс, земельный… Перечислений – не на одну строку. «Единая Россия» признала необходимость корректировки уже принятых законов согласно местным условиям.

- Проблема на сегодняшний день видна четко: в Российской Федерации существует целый ряд законов, трудных в реализации, - говорит председатель гордумы Сергей Комяков. – 131 закон не подкреплен финансово. Жилищный кодекс, казалось бы, близок к населению, но, по сути, антинароден. А власть для населения кто? Муниципалитеты. Вот с нас в первую очередь и спросят. А выполнить некоторые законы местные власти не в состоянии – они прописаны теоретиками, далекими от реальной жизни. Нас-то не спросили. Яркий пример – аукционы. Их необходимость утверждена законодательно, но какой из муниципалитетов скажет, что у него есть деньги на подготовку площадок к аукционам? Масса городов стали дотационными, и, чтобы подготовить площадку и не поставить под угрозу срыва нацпроект «Доступное жилье», им приходится урезать иные статьи расходов. Процедура межевания, градостроительная документация, кадастровая оценка – стоят больших денег. И не все муниципалитеты могут сразу их найти.

Челябинск – богатый город. Но, чтобы изыскать средства на подготовку намеченных площадок, городским властям приходится «поднапрячься». В итоге скорая на выводы и неглубоко мыслящая оппозиция находит коридорчик для критики. Можно представить, какая ситуация с подготовкой к аукционам в других городах, где в бюджете остается, к примеру, всего 30 процентов от доходов. В результате же реализации 131-го немалое число муниципалитетов стали дотационными. Полномочия им передали, а деньжат подкинуть забыли. Налоговая система, по мнению некоторых чиновников, и вовсе не стимулирует местные власти к развитию доходной базы, созданию новых рабочих мест и вообще совершенствованию управления.

Забыли о деньгах

Хорошо, если муниципалитет осчастливлен существованием градообразующего предприятия. Если нет – поселение в финансовом смысле будет недееспособным.

- В Сатке за год реализации реформы местного самоуправления явно наметилась проблема нехватки финансирования, - комментирует глава Саткинского муниципального района Валерий Некрасов. – Большая часть доходов идет в региональный и федеральный бюджеты. От полутора миллиардов рублей доходов в 2005 году городу осталось только 650 миллионов. Когда готовился 131 закон, мы направили в Госдуму огромное количество поправок, однако учтены были лишь некоторые. В итоге вышел далекий от народа и местного самоуправления закон. Голос муниципалитетов слишком слаб, чтобы его слышали федеральные власти.

Однако теперь, уверены челябинские единороссы, и президент, и правительство местные власти услышат и, более того, позволят им влиять на ход реформы местного самоуправления. «Неправильные» законы планируют также подкорректировать, как и механизмы реформы. Вскоре, можно надеяться, абсурдных ситуаций с оценкой земли удастся избежать. Ныне же, согласно существующей кадастровой оценке, земля на окраине ЧМЗ в Челябинске, к примеру, стоит дороже, чем в центре города. В итоге один налогоплательщик оказывается в реальном «плюсе», другой – в конкретном «минусе». Вот вам и забота о людях.

- Новая общественная организация призвана объединить всех, кто заботится о развитии полноценного местного самоуправления, - говорит председатель ЗСО Челябинской области Владимир Мякуш. – Муниципальные власти – самые близкие к народу, от них зависит благополучие каждого человека. При реализации 131 закона ключевым вопросом должно стать перераспределение финансовых средств в сторону муниципальных образований. Все звенья в масштабе страны должны быть сбалансированы.

Советы самоуправления созданы на всех уровнях власти. На федеральном – Центральный совет, где не реже одного раза в год будут обсуждаться муниципальные проблемы. Совет на региональном уровне будет собирать муниципалов не реже раза в три месяца. А муниципальные советы смогут собираться хоть каждый день – все зависит от них. Кстати, пока в состав Советов самоуправления вошли лишь чиновники. Однако, согласно Уставу, членство может быть распространено на любого желающего.

На чьи налоги живете?

Происходящее комментирует Юрий Гурман, председатель общественного объединения «Голос», депутат Хомутининского муниципального совета:

- По своему определению местное самоуправление – это самоорганизация граждан для решения своих насущных проблем. Сегодня здесь ставятся правильные задачи, многие из этих вопросов мы сами заявляли и на Ассоциации сельских образований. Но эти проблемы другого уровня - органов местного самоуправления. В сентябре – об этом сказал Николай Рязанов – в соответствии со 131 законом создается Совет муниципальных образований Челябинской области. Обозначенные здесь задачи должны быть в ведении этого совета, а не общественной организации, как заявлен «Всероссийский совет местного самоуправления». Общественная организация должна помогать гражданам реализовывать свое право на местное самоуправление. Проводить конференции, мероприятия, которые привлекали бы как можно большее число граждан. Самоуправление предполагает помощь гражданам в решении ими своих проблем – культуры, образования, медицины, безопасности. Как говорят в Америке: «Вы на чьи налоги живете? На наши». Американцы это понимают, а наши глупее, что ли? Просто с нами на таком языке никогда никто не говорил. У граждан есть свои интересы, свои потребности, и им важно, чтобы их потребности удовлетворялись.