20 ноября 2007, Автор: Лариса БЕРЕЗИНА

«Ловат» вырвался на свободу

«Ловат» вырвался на свободу

Три года подземелья. Больше километра пройденной смеси суглинка, щебня и дресвы, песчаника и гранита. Свыше 28 тысяч кубометров разработанного грунта. Не одно десятилетие надежд челябинцев. Последние минуты ожидания – и тоннелепроходческая машина, откинув последнюю преграду, появляется в котловане будущей станции «Комсомольская площадь». Мало какую персону в Челябинске ждут с таким же нетерпением, как сегодня ожидали «Ловат».

Тоннелепроходческий комплекс был запущен под землю 11 ноября 2004 года. За три года от «Портала электродепо» в Ленинском районе машина «прогрызла» 1189 метров грунта. Долгожданный выход комплекса в районе Комсомольской площади сегодня стал одним из главных событий городской жизни.

Время появления «Ловата» из недр земных рассчитали до минуты – 12 часов 20 ноября. К этому времени «нору», для сохранения интриги заботливо прикрытую бетонной плитой, окружили VIP-персоны, среди которых губернатор Петр Сумин, мэр Михаил Юревич и президент компании «Ловат» Рикк Ловат. Долгое строительство метрополитена уже сделало Челябинск объектом для шуток во всероссийском масштабе, поэтому осветить историческое событие приехали и федеральные телеканалы. Для праздничной встречи подземного «чудища» не хватало только шампанского, воздушных шаров и красавиц в народных кокошниках да с караваем. Работники ОАО «Челябметрострой» за происходящим наблюдали со стороны и с высоты.

Но машина заставила подождать себя еще несколько минут. Посыпалась земля, начала сочиться вода, бетон дрогнул, но «Ловат» не спешил предстать перед взорами высоких гостей и объективами камер. «Сейчас вода из тоннеля кааак хлынет...», «А вдруг плита далеко отлетит?..» - пытались шутками согреться присутствующие. Но форс-мажорными неприятностями момент не был испорчен. Плита ровненько и точно шлепнулась вперед от толчка чудо-агрегата, вымазанного желтой глиной.

Некоторое время ушло на косметические процедуры – находящиеся внутри машины работники слегка «умыли» агрегат, струей воды сбив комки почвы. Через образовавшееся отверстие на свет с гагаринской улыбкой показался один из героев торжества – бригадир, представившийся губернатору Олегом Валентиновичем. На память о радостном событии он презентовал главе региона каску, но посоветовал ее не надевать. «Она грязная», - пояснил Олег Валентинович.

Тут же, на месте, прошло небольшое производственное совещание. Петра Сумина в первую очередь интересовало, быстрее ли пойдут дела после модернизации машины. Напомним, «Ловат» будет переоборудован для работы с железобетонными тюбингами челябинского завода. Сейчас отделка тоннеля метро ведется с помощью чугунных колец.

- После модернизации работа с отделкой нашими тюбингами пойдет быстрее, - высказал свое мнение губернатор. - Однако нужно понимать, что челябинское метро, как и метро в других городах, будет строиться десятилетиями. За это время нам нужно подготовить свои высококвалифицированные кадры, которые подключатся к строительству метро. А также подготовить необходимое оборудование и современные материалы для отделки станций.

По мнению специалистов, пройден самый трудный участок пути через скальные породы и геологический разлом.

Сейчас на Комсомольской площади началось строительство одной из станций. А после четырех месяцев модернизации, в марте будущего года, обновленный «Ловат» вновь уйдет под землю и начнет рыть тоннель до площади Революции. По мнению президента фирмы «Ловат» Рикка Ловата, предстоящий тоннель будет проще с точки зрения его расположения, так как это прямая трасса. Путь в 1800 метров комплекс должен пройти за полтора года.

- На помощь этому комплексу скоро придет его «сестра», более современная, - заметил Рикк Ловат.

Решение о приобретении второго тоннелепроходческого комплекса уже принято. Специалисты считают, что это поможет ускорить темпы строительных работ.

Открыть первую ветку челябинского метрополитена обещают в запланированные сроки – в 2012 году. Пока же работы отстают от графика – с начала года построено 876 метров метрополитена при годовом плане один километр.