26 октября 2007, Автор: Елена ИВАНОВА

Давайте дружить землями

Давайте дружить землями

Крупные города и ближайшие к ним территории фактически развиваются как единое целое, но лишь в обыденной практике. Администрации городов и районов обычно мало контактируют друг с другом, варясь, как говорится, «в собственном соку». Между тем, объединение усилий в развитии территорий на взаимовыгодных условиях могло бы стать серьезным стимулом для роста экономики региона и улучшения условий жизни людей. Столица Южного Урала стала первым городом в стране, где теорию начали воплощать на практике.

В четверг в администрации Челябинска состоялась встреча архитекторов Коркино, Копейска, Еманжелинска, Красноармейского и Сосновского районов, на которую был приглашен идеолог стратегического территориального планирования и развития сотрудничества между муниципалитетами - член Общественной палаты России Вячеслав Глазычев.

Он отметил, что миллионный Челябинск и сельские районы, сосредоточенные вокруг него, идеальная среда для создания новой модели межмуниципального взаимодействия. В частности, речь идет о том, как, не нарушая административного суверенитета, объединить усилия по развитию инфраструктуры, привлечению инвестиций, созданию благоприятных условий для развития бизнеса и комфортного проживания людей в мегаполисе и пригороде.

Интересы пограничных территорий так или иначе пересекаются. И важно определиться, где в будущем возможно расположение промышленных предприятий, какая зона более благоприятна для жилищного строительства, на каких территориях будет сосредоточено сельскохозяйственное производство, переработка и прочее.

- Это позволит нам более эффективно привлекать инвестиции как частные, так и государственные, - пояснил глава Челябинска Михаил Юревич. – К примеру, если мы говорим о создании городов-спутников, то непременно возникает вопрос: как будет обеспечена им транспортная доступность мегаполиса? Кто и на какие средства будет строить инфраструктуру? Деньги можно взять в федеральном бюджете, но для этого нужен обоснованный проект, учитывающий интересы всех сторон. И без совместной работы мегаполиса и районов здесь просто не обойтись.

К сожалению, пока окружающие Челябинск районы развиваются хаотически. Администрации муниципалитетов зачастую не имеют даже локальных генпланов. Земли распродаются без учета эффективности их использования. Сельское хозяйство разваливается, а оставшиеся земли по различным полулегальным схемам распределяются между новыми, неизвестными широкому кругу, хозяевами. Тем временем, огромный инвестиционный потенциал оказывается растраченным впустую. При этом, именно в мегаполисе жители близлежащих сел и городов находят работу, квалифицированную медицинскую помощь, в вузах учатся их дети... Единая стратегия развития территорий, обмен опытом, совместная разработка и воплощение глобальных проектов могла бы коренным образом изменить нынешнее положение.

Представители городов и районов области согласились с тем, что развивать межмуниципальное сотрудничество сегодня не просто нужно, без этого невозможно двигаться дальше. Следующим шагом будет создание механизмов взаимодействия. Опытом Челябинска уже заинтересовались в соседних регионах. 2 ноября подобная встреча представителей муниципалитетов пройдет в Екатеринбурге.

Однако все усилия по созданию интегрированной среды ничего не будут стоить без реального укрепления роли муниципальной власти в стране. Сегодня между государственной и муниципальной властью целая пропасть. Но первые серьезные шаги для наведения мостов уже сделаны. В начале недели при Госдуме РФ был создан Совет представителей местного самоуправления, членом которого был избран глава Челябинска Михаил Юревич. В ближайшем будущем аналогичный совет будет образован и при Правительстве РФ, о чем заявил президент Владимир Путин.

Как отметил Михаил Юревич, образование советов – знаковое событие для всех муниципалитетов. Именно главы городов напрямую работают с населением и занимаются развитием территорий. Между тем, все самые сложные вопросы, возникающие на местах и во многом зависящие в своих решениях от федеральных властей, доходят до Москвы опосредовано и в большинстве случаев не находят отклика.

Теперь члены Советов муниципалитетов будут принимать непосредственное участие в формировании законов и вносить свои предложения в те или иные решения Правительства РФ.

- Главная проблема всех муниципалитетов – нехватка средств, - прокомментировал нынешнюю ситуацию Михаил Юревич. – Более 95 процентов муниципальных образований дотационные. Мэрам городов раздали много полномочий, не обеспечив их финансированием. Я считаю, что изменения межбюджетных отношений и налоговой политики давно назрели. К примеру, часть налога на прибыль должна оставаться в муниципалитетах, если мы хотим действительно развивать территории. Отрадно, что Госдума и президент обратили, наконец, внимание на наши проблемы и надеемся, что теперь наши аргументы будут услышаны.

Президент Владимир Путин уже поручил Правительству РФ внести соответствующие поправки в Бюджетный Кодекс. Если они будут воплощены, местные бюджеты по всей России смогут претендовать на сотни миллиардов рублей из региональных долей налога, оцениваемых сегодня в 1,2 триллиона рублей.