22 октября 2007, Автор: Марина СМОЛИНА, собкор "Известий" специально для Полит74

Скрипка Страдивари «жила» в Челябинске

Скрипка Страдивари «жила» в Челябинске

В эти дни Челябинск попал во все новостные ленты. Уникальная скрипка работы всемирно известного мастера Антонио Страдивари, которую более двух столетий считали утерянной, судя по всему, была «прописана» в Челябинске. Однако известно это стало только, когда обладатель раритета решил расстаться с инструментом: южноуралец заявил о своем намерении продать скрипку организаторам аукционов Christie's и Sotheby's. Нашему корреспонденту подтвердили, что заявка, действительно, есть и в данный момент инструмент проходит экспертизу, которая должна подтвердить его подлинность.

Речь идет об инструменте, изготовленном в начале ХVIII века, который некоторое время играл роль первой скрипки в придворном оркестре короля Франции Людовика XVI. Она исчезла во времена Великой Французской революции, и полтора столетия о ней никто ничего не слышал. Об инструменте заговорили вновь после Второй мировой войны. Говорят, именно тогда она «проявилась» в Советском Союзе. Новость о том, что инструмент находится именно в столице Южного Урала, стала сенсационной и для местных музыкантов, и для историков, и для коллекционеров. Отнеслись к известию в Челябинске неоднозначно.

- Теоретически скрипка могла у нас оказаться,- предположил руководитель Центра историко-культурного наследия, известный знаток истории края Владимир Боже.- В годы войны многие ведь были эвакуированы на Урал, таким путем к нам в Челябинск тогда много раритетов попало. Почему до сих пор не знали о том, что скрипка у нас находится? Так ведь кто такими вещами владеет, вряд ли желает огласки. Может, это даже и не коллекционер был, хранил у себя только этот инструмент. Человек мог умереть, а родственники решили продать. Так и всплыла информация.

Кстати, судя по высказываниям некоторых известных челябинских коллекционеров, подобного рода информация «всплывает» не в первый раз.

- Ни об инструменте, ни о его владельце ничего не слышал. Может, это вообще утка какая-то? Странно все это,- заявил руководитель комитета по делам архивов Челябинской области и известный в городе коллекционер, член клуба коллекционеров Александр Фенодеев.- Давайте я еще уточню у одного своего коллеги, серьезного коллекционера, может, он что знает?

Через несколько минут Александр Павлович перезвонил нам и сообщил такую новость:

- Коллега мой сообщил, что такую новость он слышит не в первый раз. Года два назад, говорит, такая же информация уже всплывала. А потом все затихло. Не исключает, что «утка» это. Хотя, с другой стороны, после войны из Германии много чего сюда привозили…

Куда более скептически отнеслись к новости челябинские музыканты.

- Все инструменты такого уровня находятся в каталоге. И даже те, которые считаются утерянными – и они в реестре. Что-то я сомневаюсь, чтобы такого уровня инструмент, который пропал еще во времена Французской революции вдруг «всплыл», да еще у нас в Челябинске,- сомневается заведующий кафедрой оркестрово-струнных и духовых инструментов Челябинской государственной академии культуры и искусств Адик Абдурахманов.- И потом, какие мастера подтвердили подлинность клейма мастера? У нас в городе нет такого уровня экспертов. Если это московские или питерские эксперты – еще возможно. Это же надо смотреть не просто скрипачам, а специалистам, которые занимаются реставрацией и повидали инструментов такого уровня. У меня вот знакомый скрипач – Юрий Волгин – недавно вернулся из Мадрида, где играет сейчас. Так он рассказывал: китайцы научились такие (!) подделки сейчас изготавливать... Не фабричные инструменты, а сделанные мастеровыми. Он поражался - даже не отличишь по звучанию от скрипок всемирно известных мастеров, яркие инструменты, красивые. Другое дело – сколько они так звучать будут – год, два?.. Так что я, честно говоря, не верю, что на самом деле скрипка Страдивари у нас нашлась.

О необходимости очень тщательной экспертизы экспертами высшего класса говорил и Владимир Боже.

- Тут же мало наличия одного клейма,- считает Владимир Боже.- Важна совокупность признаков, которая подтвердит подлинность инструмента, различные нюансы: как готовилось дерево, формы и т.п.

Кто-то уже успел заявить, что эксперты свое слово сказали, и было оно в пользу подлинности инструмента. Однако в московском представительстве Sotheby's о результатах экспертизы пока не говорят. Но сам факт того, что такое предложение к организаторам поступило – подтвержден.

- Да, такая заявка у нас есть,- сообщила корреспонденту Полит.74 администратор московского представительства аукциона Екатерина Свистова.- Предложение поступило, но мы пока не располагаем деталями происхождения. Сейчас инструмент находится на экспертизе, которая проводится организаторами аукциона. По ее окончании мы можем говорить об инструменте более конкретно.

Но еще до окончания экспертизы первые покупатели уже заявили о себе. По некоторым данным, приобрести уникальную скрипку пожелали пять человек. Двое из них - россияне. В процессе торга цена скрипки уже выросла в два раза.

Напомним, в прошлом году на аукционе Christie’s скрипка Страдивари была продана за 3,5 миллиона долларов – самая большая цена, которая когда-либо была отдана за музыкальный инструмент. Однако существует мнение, что такого уровня инструмент вывезти из страны легальным путем невозможно, так что до официального аукциона дело вряд ли дойдет.

Фото с сайта http://www.ba.by/lot