5 октября 2007, Автор: Елена ИЛЬИНА

Опасная профессия

Опасная профессия

Говорят, есть три профессии, где человек не имеет права на ошибку: художник, врач и учитель. Почему сегодня не идет в школу молодежь – понятно и так: перспектива «возиться» с неблагодарным подрастающим поколением за небольшое жалование не порождает особого энтузиазма. А вот почему все же идет, не свернув после окончания института на другую, более гладкую дорогу? Об этом корреспондент «Полит74» спросила профессора ЧГПУ Валентину ДОЛГОВУ.

Передний край

«Поздравляю Вас с Днем Учителя! Я восхищаюсь Вашим вчерашним выступлением и горжусь своим Учителем!» «Очень люблю Ваши лекции! Те, у кого послезавтра Ваша лекция – счастливчики!» Такие SMS-сообщения от своих студентов и давно выросших аспирантов получает сегодня Валентина Долгова, декан факультета психологии Челябинского педуниверситета, доктор психологических наук. Она читала лекции во многих странах мира, завораживая огромные аудитории. Но учителем себя не считает: «Учитель – тот, кто работает в школе: это передний край…»

До того, как стать профессором, выпускница Саратовского университета Долгова работала на «переднем крае». Два года назад Валентину Ивановну бывшие ее ученики пригласили на вечер встречи. Благодарили за то, что помогала, что давала уверенность в собственных силах. «После этого я два дня была в горе: наверное, мне не надо было уходить из школы, ведь именно там я могла помочь… Во взрослой среде мало кому можно помочь – ко мне приходят уже состоявшиеся люди».

Выбор пути

Почему сегодня не идет в школу молодежь – понятно и так: перспектива «возиться» с неблагодарным подрастающим поколением за небольшое жалование не порождает особого энтузиазма. А вот почему все же идет, не свернув после окончания института на другую, более гладкую дорогу? Что годами удерживает учителя в обычной, не элитной школе, при чудовищных нагрузках и самом скромном вознаграждении?

Вузовское воспитание, говорят преподаватели университета, которое дает образец педагога. Особая атмосфера: Челябинский педагогический – очень благополучный вуз, чья модель воспитания дважды признавалась лучшей в России. Но ведь действует это далеко не на всех студентов. Значит, должно быть что-то еще.

Призвание, альтруизм, любовь к детям – профессор Долгова не склонна к произнесению высоких речей. Она рассуждает с точки зрения своей науки.

- Главная идея педагогического труда – передать опыт подрастающему поколению, - говорит Валентина Ивановна. – Это есть и в зоопсихологии: волчица не выпустит детеныша из логова, пока не передаст ему весь свой опыт, - иначе ему не выжить. Знания, умения и навыки, которые передает учитель ученикам, - это опыт, накопленный человечеством. А кроме предметного есть еще и опыт нравственный.

Искренняя потребность передавать этот опыт – своего рода талант, заложенный в человеке. Именно это побуждало маленькую Валю играть в школу с самого раннего детства, так же как один ребенок с самого детства начинает петь, другой – рисовать. Именно это заставляет выпускника школы выбирать педагогический вуз не по остаточному принципу, не потому, что не удалось поступить в другие – может быть, более престижные.

«Умный, но ленивый»

По профессору Долговой, удовлетворение от труда – единственное, что никогда не подводит человека. Какое же удовлетворение получает педагог? Опять-таки от успешной передачи опыта, говорит Валентина Ивановна. Это особенность профессионала. Она и вопрос этот задает на открытых уроках учителям: «Какой опыт вы сегодня передали детям?» Многие не могут ответить. А кто-то даже об этом не задумывается.

- К сожалению, не всякий учитель дорастает до понимания своего предназначения, - считает профессор. – Есть те, кто удовлетворяется своей властью над учениками, безоговорочным выполнением своих требований. Есть педагоги, которые не терпят возражений, отступлений от правил, инакомыслия. Страшно, когда ребенка начинают сгибать. Это еще хорошо, если такой учитель «согнет» в год только одного ученика в одном классе. И то за сорок лет его работы получится сорок «согнутых» людей. А если классов три – то сто двадцать… Недавно я наблюдала сцену в школе: стоит ученик со своей матерью, и учительница матери кричит: «Мне физически неприятно рядом с ним находиться!» А почему она должна получать от этого удовольствие? Разве в этом ее задача?

Именно таким «согнутым» мальчишкам и девчонкам приходилось помогать Валентине Долговой во время ее работы в школе. «Выпрямлять» приходилось. А это сделать гораздо труднее, чем «согнуть». Все остальное свое время она посвятила психологии педагогики, где существует масса проблем. Одна из них, считает Долгова, в самой организации нашей школы.

- Я категорически против, чтобы разделять детей по интеллекту, - говорит Валентина Ивановна. – Какое право я имею определять, какой у ребенка интеллект? В свое время Дарвина признали неспособным к обучению…

Учесть при организации классов, по мнению профессора, следовало бы другое. Например, скорость психических реакций. Подвижный ребенок «схватывает на лету», и «разжевывания» его утомляют. Сорокапятиминутного урока ему много, он теряет интерес, а значит, что-то пропускает… Потом про него будут говорить: «Умный, но ленивый».

- Разве можно называть человека ленивым? Ни при каких обстоятельствах! – утверждает Долгова. – В Японии за это учителя отдали бы под суд. А у нас в результате есть люди, которые в шестьдесят лет повторяют: «Я такой умный, но ленивый…»

У истоков судьбы каждого человека стоит учитель, считает профессор. «Учитель» в широком смысле слова – взрослый. Ведь никому не доводилось бывать на классном часе «Как научиться воровать». Или убивать. Такие «знания» ребенку дают в другом месте. Но учитель «переднего края» должен быть сильнее – «сердца, не занятые нами, немедленно займут враги…»

- Учитель готовится к открытому уроку тщательно: придет инспектор, - говорит Валентина Долгова. – А я захожу в аудиторию – и мне инспектор не нужен. Мне дают оценку студенты – каждую минуту. Закончилась пара – и оценку дают уже за стенами аудитории. И даже те, кто еще сюда не поступил, уже знают, что я собой представляю…

Так и в школьном классе: каждый день тридцать инспекторов – и тридцать зависимых от одного человека судеб. И нет права на ошибку.