6 октября 2006, Автор: Ирина БЕРЕЖНАЯ

Ради чего ЮУНИИПОК растит бурьян

Ради чего ЮУНИИПОК растит бурьян

Во вторник депутаты Челябинской городской думы решат судьбу спорных 783 гектаров на северо-западе. Чтобы принять взвешенное решение, сегодня законодатели посетили «картофельные» поля. Поездка была похожа на самую настоящую разведку: депутаты рыскали среди зарослей травы и кустарника в поисках сельскохозяйственных посадок. Ни картошки, ни морковки не нашли. Вместо обещанных НИИ ухоженных полей – бурьян, свалки и заброшенные посадки рябины и малины. Решение депутатов однозначно: огромная неосвоенная территория в черте города пустовать не должна. Итогом поездки и предстоящего заседания должно стать обращение к губернатору с просьбой поставить точку над i.

Границ по желанию не бывает

Дорога на спорные земли идет от Тополиной аллеи вправо, если ехать со стороны северо-запада. Проезжаешь заправку и вот они - пестрящие осенним разноцветьем и мусором поля. Никакой сельскохозяйственной техники нет и в помине, лишь коммунальщики выкачивают канализацию да редкие «КамАЗы» пропылят…

Инициативу посетить «картофельные» угодья проявили депутаты городской думы Владимир Смирнов (заместитель председателя), Александр Вышегородцев (председатель комиссии по экономике), и Андрей Барышев (председатель комиссии по градостроению). Свои впечатления о сельскохозяйственном «освоении» земель они передадут коллегам, чтобы те не сомневались в правильности выбранной позиции и настроились отстаивать по праву принадлежащие городу земли до победного конца.

Первым делом поездка развеяла мифические претензии теруправления федеральными землями и представителей института плодоовощеводства на возмещение убытков от уничтоженных сельскохозяйственных культур и нарушения правил пользования землями. Стоит только взглянуть на заросшие десятилетним кустарником поля, как сразу становится ясно: о посевах и шикарных урожаях на этой территории никто никогда и не думал.

- Никакой речи о сельскохозяйственном использовании не идет, тем более что сельхозземель в городской черте быть не может согласно новому закону о местном самоуправлении, - объясняет Владимир Смирнов. – Границы же Челябинска утверждены еще в 1967 году, и эта площадка в них вошла. В 2003 году правительство России потребовало уточнить границы муниципалитетов, депутаты Законодательного собрания в документе 1967 года ничего не изменили – и опять никто не предъявил свои права на эту территорию. После принятия 131 закона, который изменил правоотношения всех структур, границы муниципалитета были уточнены еще раз. Депутаты ЗСО приняли закон Челябинской области о границах города. И если у кого-то были претензии на эти земли, они должны были предъявить их тогда, когда границы обсуждались, а не сейчас, когда городским властям нужно выполнять нацпроект по жилью.

Кстати, когда компания «Стройком» застраивала два микрорайона, которые также расположены на землях, оспариваемых ЮУНИИПОКом, – 33-а и 34-а, – в регпалату и другие инстанции были направлены запросы о чьей-либо собственности или аренде части этих земель. Ответы пришли отрицательные – земля была признана подлежащей застройке. Собственник земель, где уже построены микрорайоны, объявился совсем недавно, когда теруправление якобы получило «зеленку».

Не овощная экология

Владимир Ильич рассказал журналистам, что лет шесть-семь назад на неосвоенных землях действительно росли сельхозкультуры. По крайней мере, он сам собирал здесь клубнику. Предложил найти места былого ягодного изобилия. Поиски увенчались успехом: 20 клубничных соток (примерно столько земли было засажено ягодой в то время) были найдены, однако от плантации осталось лишь несколько жалких листочков. Рядом – горы мусора, остатки установок для пуска фейерверков и даже бампер от ВАЗ-2110. Это и есть «освоение». Разведка дала еще один неутешительный результат: депутаты нашли заброшенный «пятачок» кустарника черноплодной рябины. Заросли были посажены лет 15 назад, и тогда же о них, судя по всему, забыли.

Впрочем, скорее всего, даже сам НИИ прекрасно понимает абсурдность намерения растить на этих гектарах овощи. Несмотря на то, что «северок» - самый чистый район города (а за счет этого, кстати, и земля тут дороже, чем, скажем, в Ленинском районе или на ЧМЗ), все равно чистого картофеля, соответствующего экологическим нормам, здесь не вырастить. Город есть город. Поэтому 783 гектара и остаются неосвоенными.

Как считает Александр Вышегородцев, причина разгоревшегося конфликта даже не в том, что кто-то пытается отстаивать свое мнимое право собственности и тем самым соблюсти требования законодательства. Земля принадлежит городу, и точка. Подоплека сутяжничества – в заинтересованности определенных лиц и стремлении извлечь коммерческую выгоду из муниципальных земель. Этого же мнения придерживается и Андрей Барышев.

- Предъявляемые претензии просто смешны, - возмущается Андрей Викторович. – Явно, это попытка склонить городские власти к предоставлению преференций определенной группе лиц. Земля же тем временем пустует, не используется. А городу нужно строиться, развиваться, решать проблемы горожан. У нас цены на жилье растут из-за дефицита участков под строительство. А будет больше предложение – будем надеяться, и цены снизятся.

Как это ни абсурдно, но федеральное управление челябинскими землями и НИИ претендуют не только на пустующую площадку, но и на застраиваемую дорогими коттеджами Тарасовку с прудом, и на городскую котельную, и даже на ЛЭП. Между тем, как рассказал Сергей Самсонов - начальник отдела градостроительных программ управления градостроительства, на месте бурьяна и свалок могли бы быть построены восемь (!) микрорайонов многоэтажек и два микрорайона индивидуального жилья. И еще осталось бы место под парк типа ПКиО имени Гагарина.

Городская администрация, почитай, уже обеспечила челябинцев дополнительным миллионом квадратных метров жилья. Но вопрос, будут ли реализованы благие намерения, пока висит в воздухе. Решение арбитражного суда, куда обратились челябинские власти, еще не вынесено. Губернатор никаких официальных бумаг не издавал, федеральные власти пока тоже молчат. Между тем, ситуация со строительством и выполнением нацпроекта «Доступное жилье» уже сейчас становится критической и требует немедленного решения. Официальную ноту, в которой будет высказана позиция, городские депутаты направят губернатору во вторник.