14 июля 2006, Автор: Ирина БЕРЕЖНАЯ

Противоречия жилищной сферы

Противоречия жилищной сферы

Несмотря на то, что вступление в силу Жилищного кодекса отложено до 2007 года, Челябинская область уже пытается его реализовывать. Получается не ахти. На вчерашнем аппаратном совещании министры и главы городов и районов получили за это нагоняй от губернатора Петра Сумина. За реализацию закона хвалили лишь четыре города области, в том числе Челябинск. Здесь создана сеть управляющих компаний, а ЖК на местном уровне законодательно совершенствуется. Достижения на лицо, но и проблем немало. Управляющие компании мало контролируемы и этим пользуются. Страдают жители. Кроме того, монополисты, обслуживающие сферу ЖКХ, пытаются переложить на муниципалитеты коммерческие риски и предъявить несуществующие долги.

Зарплату глав – слесарям

Одной из тем совещания в областном правительстве стала подготовка городов и районов области к зиме. Чебаркульский, Челябинский, Озерский и Трехгорный городские округа и несколько районов получили одобрение. «Сани» здесь готовят наиболее активно. И все же темпы подготовки по сравнению с прошлым годом отстают на 10 процентов. Показатели занижают несколько муниципальных образований – Аргаяшский и Троицкий.

- В самый разгар подготовительных работ эти главы только размышляют, что делать и где взять деньги, - критиковал первый зам губернатора Владимир Дятлов.

Денег не хватает не только на ремонты и утепления. Работники сферы ЖКХ в некоторых городах сидят без зарплаты. Общий долг по области перед коммунальщиками – 432 тысячи рублей. Львиная доля здесь принадлежит опять же Аргаяшу, а также Каслинскому району. Губернатор на этот счет высказался довольно резко и предложил оригинальное решение.

- А вы возьмите и вместе с Пшеницыным, начальником финансового управления, не платите зарплату главам, - порекомендовал губернатор Владимиру Дятлову. – Они-то у нас регулярно деньги получают, а людям не платят. Их зарплаты как раз хватит, чтобы рассчитаться с дворниками и слесарями.

Гонка за рублем

Очередная проблема – угроза отключения тепла и газа на второе полугодие. Поставщикам ресурсов должны предприятия ЖКХ 14 муниципалитетов и районов. Долги миллионные. К примеру, ООО «Челябинскрегионгазу» предприятия области недоплатили 309 миллионов рублей, «Челябэнергосбыту» - 85. И так далее. Всего монополисты недосчитались за этот год почти полмиллиарда. Долги населения перед предприятиями еще больше. На первое января 2006 года они насчитывали 1,64 миллиарда рублей, уже на первое июля – 1,94 миллиарда. Будет ли погашена эта огромная задолженность, неизвестно. Люди, которые не платят коммуналку, живут на грани нищеты. Платить завышенные тарифы на ЖКХ они просто не в состоянии. Причем муниципалитеты помочь им также не могут, иначе будут обвинены в нецелевом расходовании средств. Кстати, по той же причине область не может дотировать долги муниципалитетов. «Крутиться» они должны сами.

- В ближайшее время будет решаться вопрос о снятии во втором полугодии областного финансирования по строительству, газификации и другим направлениям по тем территориям, которые наращивают долги по энергоресурсам, - предупредил Владимир Дятлов.

О невозможности муниципальной помощи предприятиям монополистам-энергетикам известно. Между тем, они упорно пытаются приписать эти долги администрациям городов и районов. К примеру, несмотря на то, что Челябинск за газ и тепло переплатил уже 9,5 миллионов, оставшиеся 34 процента недоплаты (задолженность предприятий) Вячеслав Середкин, гендиректор «Челябэнергосбыта», приписал администрации города. В своем последующем выступлении глава Челябинска Михаил Юревич заявил, что ни газовикам, ни энергетикам не должны ни копейки.

- Не путайте частные предприятия, которые находятся на территории города, с долгами самого муниципалитета, - попросил мэр.

Тарифы нужно менять

После областной аппаратки позицию мэрии в этом вопросе прокомментировал и первый вице-мэр Сергей Давыдов.

- Челябинск – это администрация города плюс бюджетные организации, за которые администрация несет ответственность, - сказал Сергей Викторович. – За коммунальные структуры, управляющие компании мы ответственности не несем. По населению, действительно, такая проблема есть. Жильцы в общей сложности должны около 40 миллионов.

Чтобы муниципалитет смог ликвидировать долги населения, в законе не хватает разрешающей это графы. Впрочем, будут ли муниципалитеты платить долги населения даже в случае присутствия подобной графы, большой вопрос. Тарифы ЖКХ сейчас реально завышены. Это ощутили жители, которые получили летние «рассчетки» на квартплату, без учета стоимости тепла. Разница почти вдвое. И это поражает. Городские власти в этом вопросе категоричны: платить никто не будет до тех пор, пока правоохранительные органы и суд не пересмотрят нечеловеческие тарифы. Тогда и будет конструктивный разговор.

Кроме того, недопонимание с энергетиками возникло и из-за фонда общежитий. Все 100 процентов общаг недавно стали обычными домами. Кстати, скоро и различные ведомства переведут свои общежития в жилищный фонд. Так вот, платежи собственников квартир во вновь созданном фонде до сих пор идут через муниципальное управление общежитиями. Между тем, ответственности за эти дома управление уже не несет. Энергетики же упорно делают вид, что об этом не знают. Ранее им неоднократно предлагалось подумать над улучшенной редакцией договоров с жильцами. Если бы соглашения были трехсторонние, а третьей стороной выступала почта, то платежи шли бы напрямую монополистам. Недопонимания удалось бы избежать.

За «управителями» – глаз да глаз

В проблеме неплатежей есть еще один, довольно существенный нюанс. Заключается он в деятельности управляющих компаний. Их, согласно новому ЖК, необходимо десятикратно увеличивать. Челябинск реализует новый кодекс довольно активно. На территории города действуют уже 24 «управителя» разных форм собственности. К муниципальным предприятиям ЖКХ никаких претензий нет. А вот от частных страдают не только жильцы, но и поставщики энергетических ресурсов. Подчас недобросовестные управляющие компании, взимая с населения оплату за услуги, содержанию жилого фонда внимания не уделяют, с поставщиками не рассчитываются, копят долги, а денежки кладут себе в карман. Вскоре с рынка услуг они исчезают. На их место приходят другие, получая в наследство разваленный жилой фонд и миллионные неоплаченные счета. Платить за чужого дядю они, естественно, не хотят.

- На данный момент мы осуществляем контроль на уровне аренды муниципального имущества. Арендуют практически все управляющие компании, - прокомментировал нам Михаил Юревич. – Реформы же, которые проводит правительство в жизнь, рассчитывает на то, что этот контроль оформит конкуренция. Однако больше всего опасения у меня вызывает деятельность многих строителей, которые строят дом, а договор на управление заключают обманным путем. Новый дом приносит прибыль. Эти деньги они «выкачивают» из жилищно-коммунальной сферы. А в старых, ветхих домах, которые требуют ремонта, квартплата не покрывает не только его стоимости, но и текущего обслуживания.

Действительно, зачастую покупатель новой квартиры и внимания не обращает на графу, в которой прописан управитель жилищным фондом. Между тем, выбирать «управляющую» компанию – право, данное гражданам законом. Причем выбирать на общем собрании. Кстати, о подобных собраниях во многих городах области, точнее, в 34-х, жители не знают вовсе. Челябинск тут на передовых позициях – из 60 жилищных «управителей», действующих в области, в Челябинске работает 24. Не бездействуют и власти Златоуста, Магнитогорска и Сатки, где также новая форма обслуживания жилищного фонда активно внедряется. Кроме того, несовершенство нового Жилищного кодекса на местном уровне старается ликвидировать Челябинская городская дума. Деятельность отмечается в положительном ключе на уровне областного правительства. Городское собрание разработало положение и рекомендации по организации деятельности управляющих компаний, образцы договоров на управление, положение об оказании жилищно-коммунальных услуг.
И все же, несмотря на ощутимые достижения по реализации ЖК, местные власти надеются, что реализация его все-таки будет отложена после 1 января 2007 года. Так как доработан он должен быть именно на федеральном уровне. А законодательные инициативы по доработке местные депутаты уже готовят.