9 октября 2009, Автор: Мария ЦАПОВА. Фото Вячеслава НИКУЛИНА

Михаил Сухов: «Спортом надо заниматься в своё удовольствие»

Михаил Сухов: «Спортом надо заниматься в своё удовольствие»

Спортивный врач уверен, что нас спасёт только здоровый образ жизни. В 2010 году Челябинская городская врачебно-физкультурная служба отмечает 60-летие. Она была создана, когда в Советском Союзе активно стали развивать спорт, пропагандировали здоровый образ жизни
и открывали новые школы. За 60 лет спорт ушёл далеко вперёд, а база диспансера оставляет желать лучшего. О «поликлинике для спортсменов», здоровом образе жизни и пользе физкультуры рассказал врач высшей категории, заместитель главного врача по медицинской части Челябинского врачебно-физкультурного диспансера Михаил Валентинович СУХОВ.

60 лет на страже здоровья


— Михаил Валентинович, в начале этого года была проведена диспансеризация учащихся детско-юношеских спортшкол. Расскажите об её результатах.

— Ребят смотрели почти все специалисты: хирург, окулист, невролог, лор... Детям сделали электрокардиограмму, УЗИ брюшной полости, эхокардиографию, провели развёрнутые анализы. Например, обследовали 241 конькобежца. Абсолютно здоровых среди них оказалось только 49. Остальные уже имеют какие-либо отклонения в здоровье: кариес, гастрит, нарушение осанки, плоскостопие... На одного ребёнка в среднем приходится около четырёх диагнозов. Выявили 23 спортсменов, имеющих хронические заболевания. Но ведь это специализированная школа олимпийского резерва, в которой, по большому счёту, должны заниматься только дети первой группы, то есть здоровые. В то же время ребята, занимающиеся спортом несколько лет, из третьей группы переходят во вторую, то есть почти у всех от занятий наступает улучшение.

— Вы говорите, что у многих детей кариес. Он мешает заниматься спортом?

— Да, бывает и такое. Кариес даёт очаги инфекции, что при большой нагрузке может перейти в генерализованную форму. Так может возникнуть патология сердца.

— В следующем году ваша служба отмечает 60-летие со дня образования. Вы так и начинали работу на улице Коммуны, 137?


— Да. Врачебно-физкультурную службу организовали после того, как спорт стал активно развиваться, появились школы. Спустя время мы видим, что за 60 лет спорт ушёл далеко вперёд. Даже сейчас развиваются новые виды: пулевая стрельба, кёрлинг, в том числе среди людей с ограниченными возможностями. Мы же движением вперёд похвастать не можем. База диспансера оставляет желать лучшего. Мы не можем работать в том объёме, который предлагают даже районные поликлиники. В здании нашего диспансера нельзя сделать УЗИ или получить консультацию эндокринолога, уролога, гинеколога.

— Михаил Валентинович, а кто у вас наблюдается?

— За год через нашу организацию проходят 60 тысяч человек, занимающихся физкультурой и спортом. Это и воспитанники детско-юношеских спортшкол, спортсмены профессиональных команд, ветераны спорта. В своё время у нас наблюдались Вячеслав Быков, братья Макаровы, Юрий Стёпкин, Виталий Макаров... После того как стали предавать гласности случаи внезапной смерти спортсменов, стали требовать, чтобы на каждом соревновании у детей были справки о допуске. Выдаём их тоже мы.

— То есть вы хотите сказать, что смерти на соревнованиях, тренировках или уроках физкультуры не нонсенс?

— Конечно, нет. Ни о каком увеличении смертности среди спортсменов и речи нет. Даже смерть Алексея Черепанова не диковинка. Просто раньше всё спускалось на тормозах, либо не предавалось такой огласке. Внезапная кардиальная смерть была и существует. Эти события кажутся яркими, потому что происходят с молодыми и перспективными людьми, которые всегда на виду.

— Но ведь спортсмены — это люди, которые трепетно относятся к своему здоровью...

— Не так уж и трепетно, как вам кажется. Спорт — это их профессия, способ заработать на хлеб. Бухгалтер может с высокой температурой пойти на работу, если ему необходимо сдать важную работу. Так же и спортсмены. Раньше это преподносилось как подвиг: с такой серьёзной травмой вышел на ринг, сделал бросок и победил. Только никто не сообщал, что этот спортсмен потом четыре-пять месяцев отлежал на больничной койке.

Мать и школьная нагрузка


— Чем отличается спортивная медицина от обычной?

— В психологии людей укоренилось мнение, что врачи должны лечить. И чем больше пролечили, прооперировали, отрезали, тем лучше. Спортивная медицина — направление профилактическое, за которым будущее. Надо не лечением заниматься, а профилактикой.

— Я слышала такое мнение, что дети сейчас слабые физически из-за компьютеров. Мол, слишком много времени за ними проводят.


— Я категорически не согласен. Компьютеры здесь ни при чём. Дело, скорее всего, в школьной нагрузке.

— Как быть родителям, которые хотят, чтобы дети были здоровыми?

— Нужно вести ребёнка в спортшколу. Маленькие дети должны туда ходить для сброса энергии. Они должны заниматься спортом в своё удовольствие. Ведь дома ребёнку говорят: «сиди», в школе: «сиди», а умный грамотный тренер позволяет маленьким детям просто выкладываться. Он даёт нагрузку, но с помощью игры. Навык, полученный ребёнком в это время, остаётся на всю жизнь.

— Михаил Валентинович, а как же ранняя специализация? В хоккее, например, с пяти-шести лет тренировки уже достаточно серьёзные.

— На раннюю специализацию мы, к сожалению, повлиять никак не можем. И выступаем против неё. Вот смотрите: ребёнок пришёл в секцию в пять лет, а к 12 годам у него уже накоплен букетик профессиональных заболеваний! В итоге он не может выйти на следующий уровень с этими болезнями.

— Только школьная скамья — причина отсутствия у детей здоровья?


— Не только школа виновата, но и мать, отец ребёнка. Сейчас будущие родители не гуляют, а тоже сидят у компьютера, пьют, курят. Если женщина изначально не следит за своим здоровьем, откуда взяться здоровому ребёнку? И заниматься собой будущая мать должна задолго до беременности. Потом и с ребёнком надо заниматься как следует: гулять подолгу, кормить правильно, гимнастику делать. А если его положить в кроватку и целый день по телефону разговаривать, так ребёнок здоровым не будет.

— Наверное, иногда из-за патологии вы советуете сменить вид спорта. А как быть, если ребёнок сильно хочет заниматься хоккеем, и ничем другим?

— Сам ребёнок лет до 10 ничем не хочет заниматься. Всё идёт изначально от родителей. Ещё несколько лет назад дети год тренировались в одной секции, год в другой, а потом возвращались туда, где им больше всего нравилось. В тот же хоккей сейчас детей набирают в три-четыре года. О какой мотивации ребёнка может идти речь? Здесь уже желание родителей видеть сына чемпионом. И, как я говорил ранее, в итоге в 13 лет у ребёнка не одно профессиональное заболевание. Или, например, бальные танцы. Красивый вид спорта, когда мы со стороны смотрим. А за этой красотой стоят две тренировки в день по два часа. Или большой теннис. Мы получаем удовольствие, наблюдая, как спортсмены играют. А то, что по метражу он пробежал, как лыжник, 15 километров, об этом никто не задумывается. А потом люди ещё удивляются, откуда у него повреждение мениска или разрыв передней крестообразной связки…

— Михаил Валентинович, напоследок хочется спортсменам пожелать здоровья, а вашей службе — работать так же хорошо.

— Спасибо.