26 августа 2009, Автор: Владимир АЛЕКСАНДРОВ.

Окинава раскрывает секреты

Окинава раскрывает секреты

Челябинец Айрат Салимов представлял Россию на мировом первенстве по карате среди профессионалов в городе Нахо префектуры Окинава в Японии. Параллельно он сумел сдать сложный квалификационный экзамен на пятый дан по карате. Наш корреспондент встретился с мастером Салимовым.

— Айрат Шарипович, почему вы сдавали экзамен именно на высокий пятый дан?

— По канонам окинавского карате к экзамену на пятый дан допускается адепт, успешно сдавший не менее чем пять лет назад экзамен на четвёртый дан. В 2003 году в Будокан-центре города Нахо квалификационная комиссия аттестовала меня на четвёртый дан. В этом году всё было намного серьёзней. Мне было предложено позаниматься в течение недели у пяти членов аттестационной комиссии федерации «Киокай Годзю Рю». Тренировки продолжались три часа утром и вечером. Мы показывали всё, что умеем. Экзамен я должен был сдавать в зале Кикугавы-сэнсэя, мастера девятого дана, после обычной трёхчасовой тренировки.Это сильно давило на психику. Тренировка была крайне интенсивной, я боялся устать и переживал, что может не хватить сил. Со мной работали человек 50 из ЮАР, Италии, Чехии и, естественно, из Окинавы.Затем всех посадили на скамейку, и меня вызвали в центр зала. Тестирование началось с выполнения энергетического ката, самого сложного при кажущейся простоте. Второе ката — «открытых рук» — я выполнял на свой выбор.Основной акцент был на удары руками и локтями. Ката — это последовательный набор техник, полностью имитирующий бой с одним или несколькими противниками. Исполнение ката должно демонстрировать «фокусировку внимания», присущее ему использование силы и расслабления, хороший баланс и правильное дыхание. Большое значение имеют скорость и кимэ — максимальная концентрация силы в ударе. Участники должны были продемонстрировать комиссии правильные стойки с правильным распределением веса тела, реальность, а не театральность выполнения техники. С третьим раундом мне повезло. Это было обязательное в нашей спортивной программе ката. Правда, пришлось соединить требования Всемирной ассоциации карате и принципы реального окинавского боя. В спорте нужна зрелищность. Окинавские старцы требуют, чтобы не было лишних движений. Всё должно быть посвящено достижению эффективности, как в реальном бою. В четвёртом раунде была «аппликация ката» — работа с нападающими на тебя ассистентами. Их полновесные удары нужно было блокировать и тут же поражать нападающих жёсткими ударами ногами и руками. Мы это всё прорабатываем в нашей школе «Мастер», так что получилось, судя по реакции экзаменаторов, неплохо. Первыми меня поздравили каратеки-иностранцы, наблюдавшие мою работу. И только на следующий день мне вручили сертификаты о успешной сдаче экзамена. Скажу честно, ночь накануне спал плохо. Волновался как мальчик. Боялся опозорить страну и челябинскую школу карате.

— Мастер, вам пришлось выступить и на международном первенстве по карате среди профессионалов (тренеров и инструкторов)?

— 15 августа около 1000 человек со всего мира в восьми залах начали мериться техникой реального карате. Во втором круге я попал на мастера из Окинавы, превосходящего меня в технике, и проиграл ему. Мой противник затем стал первым в нашей подгруппе. Это очень почётно.

— Чем отличается подход японцев в освоении карате от практикующегося в России?

— На мой взгляд, главное в том, что у нас карате занимаются преимущественно молодёжь и дети. А в Японии — в основном люди среднего и старшего возраста. Молодёжи всегда есть с кого брать пример. Кикугава-сэнсэй, закончив службу в полиции, на выходное пособие построил двухэтажный зал и начал там преподавать карате. Ему сейчас 63 года, его жене, когда она начала заниматься карате, было 54.Хичия-сэнсэю вообще 80 лет. Но он ежедневно тренируется. Я участвовал в его совместной тренировке с 79-летним здоровым негром с Бермуд Скипером. Виртуозную работу этих мастеров я запомню на всю жизнь. Спортсмены разных стран во время тренировки по очереди делали отсчёт на языке своих стран. Когда очередь дошла до меня, я решил подшутить и считал по-татарски. Скипер очень удивился и спросил Хичию, что это за язык. Остроумный окинавец ответил, что это секретный язык русских. Думаю, что на Окинаве впервые тренировались под команды на татарском языке.