16 ноября 2024, Автор: Наталья Окорокова

Челябинская танцовщица Юлия Андрушко рассказала, как устроены школы фламенко в Дании

Челябинская танцовщица Юлия Андрушко рассказала, как устроены школы фламенко в Дании

Фламенко в Копенгагене танцуют с ощущением «хюгге»

Сегодня, 16 ноября, отмечается Международный день фламенко. Именно в эту дату в 2010 году уникальное искусство, которое возникло в результате слияния множества национальных культур, было признано объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Фламенко зародилось в Индии, а затем примерно в 15 веке с цыганами попало на юг Испании. Эта территория в то время была частью Гранадского эмирата. Впитав мавританскую и еврейскую культуры, после завоевания Андалусии испанцами фламенко ассимилировало музыкальные традиции европейских народов. Большую роль в его развитии сыграли выходцы с африканского континента, а после открытия Америки фламенко обогатилось и кубинскими мелодиями.

На сегодняшний день фламенко развивается во всех странах мира. Секрет популярности этой музыкальной культуры в бесконечном разнообразии мотивов и ритмов, имеющих многонациональные корни, а также неразрывном сплаве пения, музыки и движения.

В каждой стране есть своя специфика изучения фламенко. О том, как устроены школы в Дании, в интервью агентству Полит74 рассказала Юлия Андрушко. Танцовщица несколько лет занималась в разных челябинских школах, а на сегодняшний день живет в Копенгагене.

- Юлия, насколько, по вашей оценке, фламенко популярно в Дании?

- Я могу поделиться впечатлениями только о Копенгагене, а это европейская столица. Здесь смешано множество разных культур, живет огромное количество эмигрантов и их потомков. У фламенко здесь своя аудитория, достаточно многочисленная. Она состоит из испанцев, латиноамериканцев. Есть среди любителей этого искусства и датчане, преимущественно в возрасте от 40 лет и старше.

Большинство учеников в школах - женщины. Однако есть мужчины, которые пробуют танцевать, а также огромное количество гитаристов – датчан, играющих на вполне серьезном уровне. Этим существенно отличаются сообщества любителей фламенко в Дании и России.

P_oS4vIxRSI.jpg

Юлия Андрушко в составе коллектива "Фиеста" в Челябинске. Фото Дмитрия Куткина (Вечерний Челябинск)

О популярности фламенко можно судить по тому, что каждый месяц в Копенгаген для выступления в таблао приезжают коллективы из Швеции, например Trio Flamenca, Chicos Fritos. Видимо, там фламенко еще более популярно. Уровень артистов очень высокий, их сложно отличить от испанцев по эмоциональности исполнения, подаче, приемам, которые они используют. Думаю, многие из артистов долгое время жили и учились в Испании.

В Дании тоже много замечательных исполнителей. Среди них дуэт Duo Flamenco (кантаор Thierry Boisdon и танцовщица Catherine Lizzie Vigh). Невероятный концерт был в честь дня рождения моего педагога, где выступал дуэт Emilio Ochando и Emil Pernblad – это испанский танцор и гитарист из Швеции. Вечеринки, где можно танцевать севильяну, проводятся довольно часто.

В Копенгагене регулярно организуются мастер-классы по фламенко, учителя приезжают из Испании и других стран. Среди них танцоры Juan Fernandes и Felipe de Algeciras, кантаор Olayo Jimenez, французская танцовщица Ana Servius Perez. Местная звезда фламенко Селина Муньос (Selene Munoz) очень знаменита в Дании. Она исполняет композиции на стыке фламенко с модерном, несколько лет назад выступала перед королевой Маргрете, занята в различных шоу.

- Сколько школ фламенко работает в Копенгагене?

- До переезда в Данию и сразу после него я искала школы очень активно. В интернете есть информация о четырех-пяти школах, но мне хорошо знакома ситуация только в двух самых крупных. В одной я занимаюсь сама, она называется CPH Flamenco Academy (Академия фламенко Копенгагена). В школе довольно много учеников и один преподаватель - Катрин (Catherine Lizzie Vigh). Каждый год на занятия приходят новые люди, кто-то уходит, кто-то остается, образуя костяк учеников. На данный момент существует четыре группы для взрослых, в составе которых занимается от десяти до двадцати человек, а также отдельные группы для детей и подростков.

Группа, в которой я занимаюсь, интернациональная. Есть танцовщицы из Болгарии, Франции, девушка, у которой предки с Филиппин. В прошлом году в нашей школе занимался дедушка лет 60-ти с лишним, сейчас в параллельной группе учится молодой парень-латиноамериканец.

Вторая крупная школа называется El Duende (Эль Дуэнде). Ее директор Titta Karjalainen - фанат фламенко. В школе существуют разные направления, работает несколько учителей. В том числе, преподаватели гитары и канте (вокала). Одна из преподавательниц Жозетт (Jossette Iris Reilly) - уроженка Пуэрто-Рико. Она ведет занятия, приезжая раз в неделю из Швеции, города Мальмо.

- Чем отличается процесс обучения фламенко в школах России и Дании?

- Я бы отметила два важных момента, отдельно выделив европейский и датский подходы. Европейский подход, как об этом говорила в интервью на вашем сайте Наталия Зайкова, больше делает упор на музыкальность и энергетику. Это связано с разными задачами исполнителей в Европе и России.

Rl_4CU53dyU (1).jpg

Юлия Андрушко в составе коллектива "Фиеста" в Челябинске. Фото Дмитрия Куткина (Вечерний Челябинск)

Например, челябинская группа учит танец, чтобы показать его на конкурсе, фестивале. Для этого придумывается интересная хореография. Важно, в каком костюме выступить. Танец должен исполняться синхронно. В Дании нет любительских фестивалей, ученики школ фламенко выступают только для своих друзей и близких. Поэтому не так важен костюм. Больше имеют значение настроение, контакт с аудиторией, чем синхронность исполнения или сложность хореографии.

Главное отличие занятий в Дании от России в том, что они проводятся только под живую музыку. Если нет гитариста, есть кахон или пальмас (прим.: хлопки ладонями). Заниматься под живую музыку, особенно выступать под живую музыку – это уникальный опыт. Я рада, что он у меня был еще в Челябинске. Но здесь дополнился новыми красками. На отчетном концерте мы танцевали под целый ансамбль: контрабас, два гитариста, вокалист, кахон. Поскольку мы занимаемся и выступаем под живую музыку, движения учатся сразу в темп, медленно дроби мы почти не разбираем. На занятиях педагоги постоянно напевают компас.

На подход к изучению фламенко в Копенгагене накладывает отпечаток датская культура. Она очень расслабленная, исповедует принцип «хюгге» – комфорта, удовольствия, которые нужно получать от жизни. Датским ученикам не свойственен перфекционизм, люди не переживают из-за ошибок. Даже педагог говорит: «Вы пришли на концерт получить удовольствие, ничего страшного, если что-то пошло не так». Нет упора на одинаковые костюмы, и это объяснимо. Если группа танцует всего один-два раза в год, шить костюмы – дорогое удовольствие.

- Есть ли что-то в традициях российского фламенко, чего вам не хватает в Дании?

bdo26gqdV28.jpg

Юлия Андрушко на концерте в Челябинске. Фото Дмитрия Куткина (Вечерний Челябинск)

- Это связано с моими личными особенностями восприятия ритма и темпа обучения. Есть принципиальное отличие изучения фламенко в Дании, для меня необъяснимое. Занятия проходят только раз в неделю, танец на семь минут ставится всего за 24 занятия. Такой подход мне кажется странным - с одной стороны, немного расслабленным. Но больше делается упор на самостоятельность учащихся. Волей-неволей, поскольку я не успеваю в таком ритме учить длинный танец, приходится разучивать его дома, разбирая по видео.

Я бы с удовольствием соединила местную музыкальность с нашим более серьезным, перфекционистским подходом. Также мне не хватает наших российских фестивалей и конкурсов.

Важно отметить, что в Челябинске и России в целом - сильные педагоги и хорошая хореографическая подготовка. У меня нет сложностей с пониманием или выполнением движений, хотя занятия в 70% случаев ведутся на языке, который я не знаю. Занимаюсь я в группах продвинутого уровня. Например, Селена Муньос похвалила меня за сложный поворот «вуэльта кебрада», который меня научили делать в Челябинске.

Еще хочу сказать, что люди, которые увлекаются фламенко, во всем мире очень похожи. Они горячие, эмоциональные, открытые, интересные и примечательные личности.