Челябинская танцовщица Юлия Андрушко рассказала, как устроены школы фламенко в Дании
Фламенко в Копенгагене танцуют с ощущением «хюгге»
Сегодня, 16 ноября, отмечается Международный день фламенко. Именно в эту дату в 2010 году уникальное искусство, которое возникло в результате слияния множества национальных культур, было признано объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Фламенко зародилось в Индии, а затем примерно в 15 веке с цыганами попало на юг Испании. Эта территория в то время была частью Гранадского эмирата. Впитав мавританскую и еврейскую культуры, после завоевания Андалусии испанцами фламенко ассимилировало музыкальные традиции европейских народов. Большую роль в его развитии сыграли выходцы с африканского континента, а после открытия Америки фламенко обогатилось и кубинскими мелодиями.
На сегодняшний день фламенко развивается во всех странах мира. Секрет популярности этой музыкальной культуры в бесконечном разнообразии мотивов и ритмов, имеющих многонациональные корни, а также неразрывном сплаве пения, музыки и движения.
В каждой стране есть своя специфика изучения фламенко. О том, как устроены школы в Дании, в интервью агентству Полит74 рассказала Юлия Андрушко. Танцовщица несколько лет занималась в разных челябинских школах, а на сегодняшний день живет в Копенгагене.
- Юлия, насколько, по вашей оценке, фламенко популярно в Дании?
- Я могу поделиться впечатлениями только о Копенгагене, а это европейская столица. Здесь смешано множество разных культур, живет огромное количество эмигрантов и их потомков. У фламенко здесь своя аудитория, достаточно многочисленная. Она состоит из испанцев, латиноамериканцев. Есть среди любителей этого искусства и датчане, преимущественно в возрасте от 40 лет и старше.
Большинство учеников в школах - женщины. Однако есть мужчины, которые пробуют танцевать, а также огромное количество гитаристов – датчан, играющих на вполне серьезном уровне. Этим существенно отличаются сообщества любителей фламенко в Дании и России.
Юлия Андрушко в составе коллектива "Фиеста" в Челябинске. Фото Дмитрия Куткина (Вечерний Челябинск)
В Дании тоже много замечательных исполнителей. Среди них дуэт Duo Flamenco (кантаор Thierry Boisdon и танцовщица Catherine Lizzie Vigh). Невероятный концерт был в честь дня рождения моего педагога, где выступал дуэт Emilio Ochando и Emil Pernblad – это испанский танцор и гитарист из Швеции. Вечеринки, где можно танцевать севильяну, проводятся довольно часто.
В Копенгагене регулярно организуются мастер-классы по фламенко, учителя приезжают из Испании и других стран. Среди них танцоры Juan Fernandes и Felipe de Algeciras, кантаор Olayo Jimenez, французская танцовщица Ana Servius Perez. Местная звезда фламенко Селина Муньос (Selene Munoz) очень знаменита в Дании. Она исполняет композиции на стыке фламенко с модерном, несколько лет назад выступала перед королевой Маргрете, занята в различных шоу.
- Сколько школ фламенко работает в Копенгагене?
- До переезда в Данию и сразу после него я искала школы очень активно. В интернете есть информация о четырех-пяти школах, но мне хорошо знакома ситуация только в двух самых крупных. В одной я занимаюсь сама, она называется CPH Flamenco Academy (Академия фламенко Копенгагена). В школе довольно много учеников и один преподаватель - Катрин (Catherine Lizzie Vigh). Каждый год на занятия приходят новые люди, кто-то уходит, кто-то остается, образуя костяк учеников. На данный момент существует четыре группы для взрослых, в составе которых занимается от десяти до двадцати человек, а также отдельные группы для детей и подростков.
Группа, в которой я занимаюсь, интернациональная. Есть танцовщицы из Болгарии, Франции, девушка, у которой предки с Филиппин. В прошлом году в нашей школе занимался дедушка лет 60-ти с лишним, сейчас в параллельной группе учится молодой парень-латиноамериканец.
Вторая крупная школа называется El Duende (Эль Дуэнде). Ее директор Titta Karjalainen - фанат фламенко. В школе существуют разные направления, работает несколько учителей. В том числе, преподаватели гитары и канте (вокала). Одна из преподавательниц Жозетт (Jossette Iris Reilly) - уроженка Пуэрто-Рико. Она ведет занятия, приезжая раз в неделю из Швеции, города Мальмо.
- Чем отличается процесс обучения фламенко в школах России и Дании?
- Я бы отметила два важных момента, отдельно выделив европейский и датский подходы. Европейский подход, как об этом говорила в интервью на вашем сайте Наталия Зайкова, больше делает упор на музыкальность и энергетику. Это связано с разными задачами исполнителей в Европе и России.
Юлия Андрушко в составе коллектива "Фиеста" в Челябинске. Фото Дмитрия Куткина (Вечерний Челябинск)
Главное отличие занятий в Дании от России в том, что они проводятся только под живую музыку. Если нет гитариста, есть кахон или пальмас (прим.: хлопки ладонями). Заниматься под живую музыку, особенно выступать под живую музыку – это уникальный опыт. Я рада, что он у меня был еще в Челябинске. Но здесь дополнился новыми красками. На отчетном концерте мы танцевали под целый ансамбль: контрабас, два гитариста, вокалист, кахон. Поскольку мы занимаемся и выступаем под живую музыку, движения учатся сразу в темп, медленно дроби мы почти не разбираем. На занятиях педагоги постоянно напевают компас.
На подход к изучению фламенко в Копенгагене накладывает отпечаток датская культура. Она очень расслабленная, исповедует принцип «хюгге» – комфорта, удовольствия, которые нужно получать от жизни. Датским ученикам не свойственен перфекционизм, люди не переживают из-за ошибок. Даже педагог говорит: «Вы пришли на концерт получить удовольствие, ничего страшного, если что-то пошло не так». Нет упора на одинаковые костюмы, и это объяснимо. Если группа танцует всего один-два раза в год, шить костюмы – дорогое удовольствие.
- Есть ли что-то в традициях российского фламенко, чего вам не хватает в Дании?
Юлия Андрушко на концерте в Челябинске. Фото Дмитрия Куткина (Вечерний Челябинск)
- Это связано с моими личными особенностями восприятия ритма и темпа обучения. Есть принципиальное отличие изучения фламенко в Дании, для меня необъяснимое. Занятия проходят только раз в неделю, танец на семь минут ставится всего за 24 занятия. Такой подход мне кажется странным - с одной стороны, немного расслабленным. Но больше делается упор на самостоятельность учащихся. Волей-неволей, поскольку я не успеваю в таком ритме учить длинный танец, приходится разучивать его дома, разбирая по видео.
Я бы с удовольствием соединила местную музыкальность с нашим более серьезным, перфекционистским подходом. Также мне не хватает наших российских фестивалей и конкурсов.
Важно отметить, что в Челябинске и России в целом - сильные педагоги и хорошая хореографическая подготовка. У меня нет сложностей с пониманием или выполнением движений, хотя занятия в 70% случаев ведутся на языке, который я не знаю. Занимаюсь я в группах продвинутого уровня. Например, Селена Муньос похвалила меня за сложный поворот «вуэльта кебрада», который меня научили делать в Челябинске.
Еще хочу сказать, что люди, которые увлекаются фламенко, во всем мире очень похожи. Они горячие, эмоциональные, открытые, интересные и примечательные личности.