11 ноября 2024, Автор: Наталья Окорокова

Челябинские музыканты создали уникальное пособие для любителей кубинских танцев

Челябинские музыканты создали уникальное пособие для любителей кубинских танцев

Два музыкальных альбома являются справочником по традиционной культуре йоруба

Популярные современные танцы румба, сальса, сон, тимба, реггетон имеют свои корни в традиционной кубинской культуре йоруба.

Однако качественных музыкальных треков, основанных на ритмах и языке йоруба, в интернете практически нет. Носителей этой культуры за пределами Кубы весьма немного. Один из них - Jose Che El Rumbero (Хосе Гонсалес) (Москва/Гавана), который дважды приезжал с концертами в Челябинск и тесно сотрудничает с южноуральскими музыкантами. О культуре йоруба Хосе ранее рассказал в интервью агентству Полит74.

В конце октября в интернете появилось два музыкальных альбома с участием Jose Che El Rumbero, запись которых организовал челябинский музыкант Илья Галкин. Он же сыграл партии барабанов и других перкуссионных инструментов. В чем особенность этих музыкальных треков, Илья Галкин рассказал нашему корреспонденту.

- Илья, скажите, пожалуйста, в каком музыкальном стиле записаны альбомы, какие композиции туда вошли, кто принимал участие в записи?

- Мы выпустили два релиза. Первый альбом - студийный «La naturaleza de los Orishas» (Природа богов). В этом альбоме 13 треков, все они записаны в Челябинске в ноябре прошлого года, когда Хосе Гонсалес приезжал к нам с концертом. Альбом больше похож на живую сессию, он не записывался, как традиционный альбом: сначала один инструмент, потом другой. Мы с Хосе записывались вместе, я играл, он пел. Запись сделана с первого, максимум второго дубля. Затем я дозаписал два-три инструмента. Поэтому запись очень живая. В ней также принимали участие три вокалистки: Дарья Гродская, Неля Успанова и моя дочь Анна Галкина. На заглавной композиции девушки поют бек-вокал очень стильно. Даже кубинцы в Москве не поняли, что хор челябинский, а не кубинский.

DSC07559-Kutkin.jpg

Илья Галкин, фото Дмитрия Куткина (Вечерний Челябинск)

Во втором альбоме «Los ritmos folcloricos de Cuba en vivo» (Фольклорные ритмы Кубы вживую) 12 треков. Часть из них это композиции, которые были записаны в одном духе с предыдущими из студийного альбома. Остальные треки мы записывали в Москве. Включать все записи в один альбом я не стал, поскольку он бы получился слишком большим – почти двадцать треков.

Звучание у этого альбома такое же живое. Треки были записаны в репетиционном подвале с участием Гены Геворкова. Мы втроем играем традиционные кубинские песни, которые относятся к культу йоруба. Еще две композиции - румба ямбу и румба колумбия – не имеют отношения к культу йоруба. Это более современная, но тоже традиционная кубинская музыка. Две эти песни исполняются на испанском языке, все остальные – на языке йоруба.

- Почему вы называете эти альбомы «справочниками»?

- Наша основная задача - дать возможность людям, которые увлекаются кубинскими танцами, народной культурой, получить доступные базовые ритмы, композиции и песни, чтобы учить танцы, тренироваться, выступать с ними. Это хорошее пособие для танцоров, которые изучают кубинские танцы.

Кубинская музыкально-танцевальная культура очень богата. То, что сейчас самое популярное, общепризнанное – лишь вершина айсберга. Сальса, сон, реггетон, тимба – современные кубинские стили. Именно их танцуют и слушают 90% ценителей. То, что мы играем, гораздо глубже уходит в корни кубинских музыкальных направлений. Йоруба – этническая тема из Африки, которая перемешалась с культурой европейских переселенцев, в итоге возник уникальный языческий культ. От этих корней, песен и ритмов пошли более современные стили – румба, сон кубано, сон традициональ, сон современный, сальса, тимба и реггетон.

DSC07723-Kutkin.jpg

Хосе Гонсалес и Илья Галкин на джазовом фестивале в Челябинске. Фото Дмитрия Куткина (Вечерний Челябинск)

Музыку йоруба в интернете сложно найти, есть только обрывки, записанные в плохом качестве где-нибудь в кубинских деревнях. Сколько я не искал, широкого выбора этих ритмов не нашел. Поэтому считаю, что в наших записях есть практическая польза для ценителей традиционных кубинских фольклорных танцев и песен. Их популярность растет в Москве, Европе, США, а в Челябинске такую музыку мало кто знает.

Это нераскрытая, интересная тема. Именно поэтому я назвал эти альбомы пособиями для изучения кубинских ритмов в хорошем качестве.

В названиях песен много неизвестных слов – они означают названия ритмов или богов, к которым эти ритмы прилагаются. Это музыкальный анонс пантеона богов йоруба, у каждого из которых есть свой ритм и танец. 

Если в это не вникать, слушать альбомы сложно. Они кажутся музыкально однообразными, похожими на некоторые африканские записи, где иногда просто дубасят на барабанах. Здесь каждый ритм имеет свою историю, информационное содержание, смысл. Мы не просто собрались и придумали на ходу играть, как нам нравится. Это традиционные вещи, которые веками исполняются именно так. Хосе - строгий блюститель традиций. Он учил меня и тех немногих музыкантов, кто играет в России музыку йоруба, не позволяя излишне импровизировать.