Как за музыкальный шедевр крепостной вольную получил
Егор Кузнецов-Жепинский
Егор Григорьевич Кузнецов-Жепинский.
Русский изобретатель родился 23 апреля 1725 года на Выйском заводском посёлке Верхотурского уезда Сибирской губернии в семье крепостного кузнеца заводовладельцев Демидовых. Работал на разных их предприятиях, в конце концов был определен на Нижнетагильский завод для выполнения сложных заказов и обучению мастерству молодых рабочих. Умер в 1805 году в Нижнем Тагиле. Кроме изобретений в области промышленного производства, Кузнецов-Жепинский известен своими работами в бытовой технике. Так в 1775 году он закончил работу над оригинальными астрономическими часами, на изготовление которых ушло почти двадцать лет. Также изобретатель изготовил «музыкальные дрожки» — пароконную повозку, оснащенную верстометром и органом.
Считается, что двойная фамилия мастера получилась из-за прозвища. Якобы за сложный характер и придирчивость он получил у товарищей по кузне прозвище Жепинский. Так его и стали везде записывать: Егор Кузнецов-Жепинский.
Егор Кузнецов-Жепинский участвовал в стачках и был за это арестован. Это произошло в 1763 году, когда он был уже слишком ценным специалистом, поэтому его не стали отправлять на каторгу, как остальных.
В благодарность за создание музыкальных дрожек в 1804 году Кузнецов вместе с семьёй был освобожден от крепостной зависимости. Заметим, что мастер лично приехал в Москву на своем изобретении и лично вручил их в подарок императору.
На колокольне Никольской церкви в Нижней Салде были установлены башенные часы с боем, которые при разделе имущества Акинфия Демидова достались его сыну Никите. Эти часы по легенде Петр I привез из Голландии и подарил Демидову. В середине XVIII века они вышли из строя и долго бездействовали, но в 1771 году Демидов направил для их ремонта Егора Кузнецова-Жепинского, который привел их в действие.
Интересные факты
о Егоре Кузнецове-Жепинском
Наталья Кучер, кандидат педагогических наук, заведующая кафедрой истории, теории музыки и композиции Южно-Уральского института искусств им. Чайковского:
«Есть версия, что музыкальная шкатулка зародилась в Голландии в XV веке, это подтверждают гравюры, на которых изображены похожие инструменты. Официальная версия появления механизма музыкальной шкатулки относится к 1796 году. Свои часы с музыкой Егор Кузнецов-Жепинский создал почти на 20 лет раньше… Вы удивитесь, что вообще впоследствии делали с музыкальными механизмами для развлечения, так скажем, элиты общества. В Москве есть Музей собрания, основа его коллекции — как раз диковинные предметы быта, куда мастера встраивали музыкальные механизмы. Например, к стене приделывался крючок и в момент, когда под тяжестью крючок опускался, включался механизм музыкальной шкатулки, звучала музыка. Извините, был даже держатель туалетной бумаги: во время раскручивания рулона на нем звучала музыка».
Эксперты о том, как в прошлом связывали бытовые приспособления и машины с музыкой
Он сделал колеса в размер одной сажени, то есть колесо проезжает сажень, там идёт счётчик, и каждую версту колокольчик сообщает: проехал версту. Понятно, там не было циферблата, не было счётчика пройдённых вёрст и так далее. Потом ещё и роспись была замечательная. Но главное — это, конечно, музыка. Там было 22 мелодии! И вот эта диковинка была преподнесена императору. Вообще, планировалось, что Павлу I, но он был убит, как мы знаем, в 1801 году. И уже новый император Александр I передарил их своей матери, Марии Фёдоровне, которая, видимо, их не использовала. Все-таки они воспринимали их как музейный образец…»
Николай Антипин, заместитель директора по науке Объединенного государственного архива Челябинской области, кандидат исторических наук:
«Визуально музыкальные дрожки Кузнецова-Жепинского очень похожи на обычные дрожки. Единственное, что там много металла, поэтому я не знаю, сколько пар лошадей должны были их тянуть, это не так просто было. Два сиденья для ездоков, потом два по бокам, одно для кучера ещё было. Но главная, конечно, их особенность, что эти дрожки были оснащены верстомером — спидометром, говоря современным языком.
Видеоподкаст «Так культурно!»
Выпуск посвящен Егор Кузнецову-Жепинскому, который за музыкальное изобретение получил вольную…
«Старик держится прямо и молодо, в умном породистом кержацком лице (старообрядческом лице) ни тени самоунижения. Нос с горбинкой, глаза пытливые. Мастеровые, типа Жепинского, сильные, кряжистые, уверенные в себе, фанатически преданные вере, укладу отцов, были носителями устойчивой внутренней гармонии, они чувствовали себя сильнее среды, быть может, даже выше своих господ. Они в рабстве хранили свой полёт орла, кержацкое суровое достоинство».
Мариэтта Шагинян
советская писательница армянского происхождения, поэтесса и прозаик, искусствовед, журналистка, историограф о Егоре Кузнецове-Жепинском
г. Нижний Тагил
(Свердловская область)
г. Санкт-Петербург
(Ленинградская область)
г. Санкт-Петербург
(Ленинградская область)
г. Нижний Тагил
(Свердловская область)
г. Санкт-Петербург (Ленинградская область)
В 1838 году музыкальные дрожки, созданные уральским мастером, были переданы Конюшенному музею в качестве экспоната и находились в нём вплоть до 1917 года. После Октябрьской революции Конюшенный музей был закрыт, но механические дрожки, как памятник русского творчества, передали в Государственный Русский музей в Ленинграде. После Великой Отечественной войны экипаж был передан в Государственный Эрмитаж, где экспонируется по настоящее время.
г. Нижний Тагил (Свердловская область)
Здесь можно увидеть легендарные астрономические часы, которые создавал мастер Егор Кузнецов-Жепинский. Сложное устройство этих часов содержало указание часов, минут, восхода и захода Солнца, фазы Луны, года, месяца и числа. Также мастер вмонтировал в часы календарь с именами святых на каждый день по календарю. Каждые три часа под звуки музыкального органчика здесь появляется движущаяся фигурка кричного мастера возле плавильного горна. Панели часов расписаны букетами цветов и сказочными птицами. Часы простояли в кабинете заводовладельца более 50 лет, после их след затерялся. Во время Великой Отечественной войны их случайно нашел солдат, стороживший склад металлолома. После войны часы без гирь и маятника выставлялись в Краеведческом музее Нижнего Тагила, а в 90-х годах их отреставрировали. Сейчас астрономические часы Егора Кузнецова можно увидеть в нижнетагильском музее «Дом Черепановых».
Куда можно отправиться, чтобы увидеть изобретения уральского мастера
Точки на карте
«Территория Урала — действительно кузница кадров. Нужно не забывать, что на Урал традиционно бежали старообрядцы, они здесь находились, особенно после Петровских преобразований, в некотором смысле вне закона и как раз, возможно, с этим связана их неучтённость. То есть, учёт-то производился в большей степени именно православного населения, а старообрядцы они после уже, как говорится, во вторую, а то и третью очередь. Если мы откроем публикации про старообрядцев, про их основные характеристики, очень многие исследователи отмечают, что это люди, как правило, самоучки. Они получали образование самостоятельно, практически «вопреки». И поэтому большое число представителей, как бы мы сказали в современности, российского бизнеса, в том числе в XIX веке, выросло как раз из тех самых старообрядцев. Но не только бизнес, а ещё и золотые руки, кем и являлся Егор Григорьевич Кузнецов-Жепинский. Не случайно, что изобретения именно характерны больше для данной прослойки».
Константин Кашин
преподаватель Южно-Уральского института искусств им. Чайковского
Музеи Урала, в которых можно
прикоснуться к музыке
Музей национальных
музыкальных инструментов
и этнографии

Дом-музей
Петра Ильича Чайковского
Курганский музей музыкальных инструментов
Этот музей работает на базе Дворца культуры ЧТЗ в городе Челябинске. Создан он был в 1988 году на базе личной коллекции зав. музеем
К. А. Ямилова. Фонд музея насчитывает около 2,5 тыс. единиц хранения. В числе экспонатов есть более 500 музыкальных инструментов (африканские, греческие, казахские, киргизские, китайские, руссские, турецкие., украинские и другие). Здесь можно увидеть коллекцию башкирских кураев, киргизских инструментов кокор-шылдырак и кыл-кыяк, питерских и елецких рояльных гармоник конца XIX — начала XX века, а также гармоней, аккордеонов и баянов); уникальных народных инструментов работы известных музыкальных мастеров.
Этот филиал Свердловского областного краеведческого музея расположен в Алапаевске. Погружение в музыкальный мир обеспечивает здесь коллекция музыкальных инструментов, которая насчитывает около тысячи экспонатов. Также в залах музея представлены многочисленные миниатюрные модели инструментов. Коллекция занимает несколько музейных залов.
Музей музыкальных инструментов действует на базе Курганского педагогического колледжа, он является самобытным учебным музеем. Сегодня в музее хранится более 200 инструментов: итальянская мандолина (1909 года) , уникальная коллекция гармоник, немецкая окарина (начало XX века); русские народные инструменты: свистульки, жалейки, шумовые инструменты, инструменты духового и симфонического оркестров, а также инструменты народов, населяющих Курганскую область: казахская домбра, башкирский курай, украинская бандура и др.
Что почитать о Кузецове-Жепинском
и других русских изобретателях
Е. Г. Кузнецов — выдающийся мастер XVIII в.
авторы Н. С. Баташев,
Е. И. Гагарин.
Легендарные русские изобретатели
автор Т. Л. Попова
Изобретено в России:
История русской изобретательской мысли
от Петра I до Николая II

автор Т. Скоренко
Урал, живущий в народной музыке
Фотогалерея
При разработке лонгрида были использованы фотографии изданий «Южноуральская панорама» и «Вечерний Челябинск»; работы фотографов Ю. Боровиковой, О. Каргаполова, Л. Ковалевой, Д. Куткина, В. Шишкоедова; М. Дмитриева, М. Наппельбаума; произведения художников Г. К. Гроота, Р. Никитина, Ж.-Л. Монье, С. Дубасникова, И. Крамского, гравера А. Зырянова; материалы Челябинского государственного музея изобразительных искусств, Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал», Тамбовской областной картинной галереи, Тамбовского краеведческого музея, Научно-исследовательского музея Российской Академии художеств, Государственного Эрмитажа, Музея-архива Д. И. Менделеева (Санкт-Петербургский университет), Государственного архива аудиовизуальной документации Нижегородской области, МАММ / МДФ, Объединенного государственного архива Челябинской области, Пермской художественной галереи, пресс-службы АО «ГРЦ имени академика В. П. Макеева»; материалы сайтов: ar.culture.ru, biblioatom.ru, culture.ru, freepik.com, russiainphoto.ru turizmnt.ru, zlatmuseum.ru, znanierussia.ru; фотографии с Областной выставки летнего пленэра «Прошлое — настоящее» (2019, Челябинск) и выставки «Народ и войны. Неспокойные времена в картинах уральских художников» (2023, Челябинск).
Мы благодарим за участие в проекте экспертов: старшего научного сотрудника ЮУрГУ, председателя Общественного фонда «Южный Урал», к.и.н. Г. Самигулова; заместителя директора по науке ОГАЧО, к.и.н. Н. Антипина; доцента кафедры истории России и зарубежных стран ЧелГУ, к.и.н. В. Кузнецова; краеведа, руководителя редакционного отдела ЧГИК Е. Меньшенину; заведующего научно-исследовательским отделом ГИМ Южного Урала А. Опейкина; лектора-искусствоведа ГИМ Южного Урала М. Аникину; председателя Совета отделения Российского исторического общества в Челябинской области, заслуженного деятеля искусств РФ, завкафедрой теологии, культуры и искусства ЮУрГУ, доктора искусствоведения, профессора Н. Парфентьеву; главного хранителя ГИМ Южного Урала И. Ивлиеву; мл. научного сотрудника, хранителя фондов декоративно-прикладного искусства Урала ЧГМИИ В. Петрову; ведущего лектора ЮУрГИИ им. П. И. Чайковского по гуманитарным дисциплинам К. Кашина; члена Союза художников России, преподавателя ДХШИ Л. Серову; завкафедрой истории, теории музыки и композиции ЮУрГИИ им. П. И. Чайковского, к.п.н. Н. Кучер; почетного гражданина города Миасса, ветерана ГРЦ им. В. П. Макеева А. Борисова; завкафедрой режиссуры театрализованных представлений и праздников ЧГИК, профессора А. Мордасова; ст. научного сотрудника Института истории и археологии Уральского отделения РАН, члена Союза журналистов России, к.и.н. В. Кузнецова; руководителя ИЦАЭ Челябинска Л. Матвееву; директора Озерского театра драмы и комедии «Наш дом» В. Максимова; аспиранта, специалиста по учебно-методической работе отдела аспирантуры ЧГИК К. Пешкову; писателя М. Бодягина.
Проект «Так культурно!» создан
ИД «Гранада Пресс» при поддержке
Президентского фонда культурных
инициатив
и реализован
в августе-декабре 2023 года.
Команда проекта:
руководитель А. Трушников
финансовое руководство — Д. Филичкина
дизайн — О. Филиппова
ведущая Н. Малышкина
программно-технический специалист Е. Куликова
звукооператор и монтажер П. Сафонов
работа с экспертами — Е. Самойловских
Яндекс.Метрика