Искусство, запечатленное
в металле
Иван Бушуев,
Павел Аносов
Павел Петрович Аносов
Ученый-металлург, основоположник качественной металлургии в России, геолог, организатор горнозаводской промышленности. С 1817 года по 1847 год жил и работал в Златоусте. Здесь дослужился до директора местной фабрики и горного начальника Златоустовских заводов. Разработал технологию производства булата и изготовления из него холодного оружия. Положил начало металлографии, впервые применив микроскоп для исследования строения стали.
Иван Николаевич Бушуев
Художник-гравер, основоположник Златоустовской школы авторского холодного оружия, один из основателей производства Златоустовской гравюры на стали. Он усовершенствовал технику золочения стальных клинков «через огонь», ввел традицию украшать оружие миниатюрными сюжетами из русской истории и быта уральских рабочих. Считается, что Иван Бушуев стал прообразом Иванко Крылатко, героя из сказов Павла Бажова. Однако ряд специалистов спорят с этой версией.
Павел Петрович Аносов родился 29 июня 1796 года в Твери, умер в 1851 году в Омске. Профессиональная слава к Аносову пришла, когда он работал на Южном Урале.
В 1851 году в Лондоне прошла выставка булатных клинков Аносова. В ходе выставки златоустовские клинки подвергались испытаниям. Англичане рубили русским клинком по английскому. В результате на аносовском клинке появилось лишь пятно, а на английском — зазубрина.
В 1827 году император Николай I наградил Ивана Бушуева бриллиантовым перстнем. Получил Бушуев его за то, что вместе с другими мастерами изготовил для наследника престола Александра «технический кабинет». В этом кабинете было собрано оружие в разных переделах, начиная со стальной полосы и заканчивая готовым клинком.
Последней работой мастера, прожившего всего 37 лет, стали рыцарские доспехи для наследника престола, будущего царя Александра II. Именно Иван Бушуев придумал рисунки, по которым начали изготовлять доспехи. Более трех десятков человек во главе с Иваном Бушуевым 4 года вели эту работу, применяя все имевшиеся на фабрике техники украшения.
В столичных музеях Москвы и Санкт-Петербурга хранится более 200 подписных работ Ивана Бушуева. Почти на всех своих клинках мастер изображал крылатого коня.
Помимо разгадки векового секрета булатной стали Павел Аносов сконструировал золотопромывочную машину, которая работала на золотых приисках Урала.
Интересные факты
о Павле Аносове и Иване Бушуеве
Ирина Ивлиева, главный хранитель Государственного исторического музея Южного Урала:
«Аносов скрыл некоторые нюансы производства булата. Несмотря на то, что он выпустил свой знаменитый труд о булатах, где, казалось бы, описал рецепт, но прошло уже более ста лет, и очень многие пробовали по аносовским рецептам выплавить булат, но ничего не вышло. Что тут срабатывает? Я лично сравниваю это с рецептом изготовления теста. Каждый делает его по-своему. Очень важны нюансы».
Вера Петрова, младший научный сотрудник, хранитель фондов декоративно прикладного искусства Урала:
«Иван Бушуев вписан в историю златоустовской гравюры как один из первых художников, который создал тот привычный вид, стилистику гравюры. Именно он был первопроходцем в том плане, что усвоив технологии немецких учителей, которые были приглашены в Златоуст, наложил их на русский фундамент. В его работах орнаменты были выполнены в русской стилистике — изящные, нарядные. В этой технике он внедрял в свои гравюры фрагменты из русской истории. Позднее по следам Бушуева художники уже не боялись фигуративные сценки добавлять на златоустовскую гравюру, в ней стали появляться повседневные сценки, растения. Должна сказать, что немецкие мастера, которые учили уральских, и Бушуева, в том числе, в декоре были более сдержаны».
Андрей Трушников, журналист, автор и ведущий научно-популярного стрим-шоу «Говорящие»:
«Говорят, что сам Иосиф Сталин принимал решение об установке памятника Аносову в Златоусте. Много было споров, где поставить памятник великому металлургу, потому что он имел отношение и к Твери, и к Питеру, и Омску... Но 30 лет жизни он посвятил именно Златоусту. И было принято решение увековечить его память именно в южноуральском городе».
Эксперты об уральских мастерах и их вкладе
Видеоподкаст «Так культурно!»
Выпуск посвящен мастерам Урала — Ивану Бушуеву и Павлу Аносову,
которые превратили металлургию в искусство
В первой половине XIX века два талантливейших русских мастера-оружейника Златоустовской фабрики — Иван Бушуев и Иван Бояршинов — заложили основы оригинальной школы златоустовской гравюры на стали.
Мастера Златоуста овладели искусством гравировки, глубокого травления, воронения, синения, золочения, таушировки, резьбы по стали. Клинки, изготовленные ими в первой половине XIX века, поражали изяществом, красотой, тщательной проработкой золотого орнамента и выразительностью миниатюрных рисунков.
Златоустовские мастера в своих работах использовали общераспространенные символы и аллегории воинской славы, силы и доблести российской нации, непобедимости русского народа. На клинках появлялись композиции из русского оружия, доспехов, боевых знамен, штандартов. Из античных богов чаще всего изображали Афину Палладу, которую считали покровительницей воинов и богиню Нику, олицетворявшую победу. Только в первой половине 1820-х годов златоустовские граверы изготовили более 2500 украшенных клинков.
Бушуев изготовлял клинки со сценами рукопашных схваток русских воинов с французами, использовав в качестве декора изображение крылатого коня. Этот мифологический Пегас украшает сегодня герб Златоуста. Иван Бояршинов прославился как автор оригинальных, изящных и сложных орнаментов, жанровых сюжетов и охотничьих сцен. В миниатюрах он развил тему уральского пейзажа, внеся изображения живой природы в систему изобразительного декора.
Первые функциональные предметы быта (столовые приборы, подносы и тарелки, ларцы, подсвечники и шкатулки). Златоустовская фабрика начала производить в 1840-е годы, когда ее директором был Павел Аносов. Именно он расширил ассортимент продукции, организовав производство утилитарно-бытовых вещей широкого спроса.
Златоустовскую гравюру на стали относят к русским народным художественным промыслам. Для оформления декоративного изделия применяется специальная обработка, используются золото, серебро и никель. С начала XIX века златоустовские мастера декорировали гравировкой все виды холодного оружия, а также бытовые предметы из стали.
Златоустовская гравюра на стали
«Клинки со златоустовской гравюрой были у Фиделя Кастро, у Леонида Брежнева, есть у Владимира Путина и многих других мировых лидеров. Дарили клинки генералиссимусу Иосифу Сталину. Дарили их выдающимся деятелям науки, искусства и, конечно, армии. Кстати, в фондах нашего музея есть два макета, два рабочих варианта шашки для Леонида Ильича Брежнева, которую завод делал по особому заказу в 1976 году. На шашке и орнаменты, и миниатюры с танками, солдатами, и портрет самого Брежнева».
Ирина Ивлиева
главный хранитель Государственного исторического музея Южного Урала
г. Челябинск
(Челябинская область)
г. Санкт-Петербург
(Ленинградская область)
г. Москва
(Московская область)
г. Златоуст
(Челябинская область)
г. Екатеринбург
(Свердловская область)
г. Екатеринбург
(Свердловская область)
г. Москва
(Московская область)
г. Санкт-Петербург
(Ленинградская область)
г. Златоуст
(Челябинская область)
г. Челябинск
(Челябинская область)
Куда можно отправиться, чтобы увидеть искусство уральских мастеров-металлургов
Точки на карте
Москва (Москвовская область)
Коллекция государственного исторического музея в Москве содержит приблизительно около 100 экспонатов златоустовского художественного оружия. Создавалась коллекция на основе собрания Военно-исторического музея, который существовал в Москве в начале ХХ века и включал художественное оружие, присланное в XIX веке в Москву на выставку, посвященную 1812 году; оружие расформированных полков.
Санкт-Петербург (Ленинградская область)
Коллекция Эрмитажа содержит около 200 образцов златоустовского художественного оружия. Основой эрмитажной коллекции стало собрание оружия, присылавшегося златоустовскими мастерами в Петербург в качестве подарков императорскому дому и пополнявшего собрание Арсенала.
Екатеринбург (Свердловская область)
Коллекция Музея изобразительных искусств в Екатеринбурге содержит свыше 50 экспонатов современной златоустовской гравюры на стали, в том числе и работы Ивана Бушуева.
Челябинск (Челябинская область)
В Челябинском музеи изобразительных искусств собрана уникальная коллекция златоустовской гравюра. Ее особенностью является то, что большую часть работ составляют произведения советского периода. Представлены работы таких художников как А. И. Бронников, М. С. Антипов, Г. М. Берсенев, сыгравших важную роль в становлении и развитии новых направлений в искусстве художественной обработки стали. Так, например, в златоустовской гравюре 1920-1930-х годов (а в музее хранятся наградные топорики для ударников первой пятилетки) нашли отражение важные социально-экономические и культурные изменения в жизни страны. Также в Государственном историческом музее Южного Урала находится большая коллекция златоустовской гравюры. Сегодня музейная коллекция произведений златоустовских мастеров насчитывает около 1200 уникальных предметов.
Златоуст (Челябинская область)
Здесь расположен Златоустовский краеведческий музей - один из старейших музеев в России, он был основан в 1825 году. В Златоустовском городском краеведческом музее экспонируется уникальное украшенное холодное оружие златоустовских мастеров первой половины XIX века: И.Н.Бушуева и И.П.Бояршинова, изделия из булатной стали, чугунное художественное литье Кусинского и Каслинского заводов, работы современных Златоустовских мастеров выполненные в традициях златоустовской гравюры на металле. В конце 80-х годов XX века в Златоусте был установлен памятник Ивану Бушуев, одна из улиц названа его именем.
«Металлические» фестивали на Урале
Челябинский областной фестиваль кузнецов и традиционных народных ремесел
Фестиваль кузнечного ремесла «Растотурка»
Всероссийский Бушуевский фестиваль
На Южном Урале фестивали кузнецов проводятся ежегодно. В 2023 году он проходил на территории Сатки. Фестиваль ежегодно собирает умельцев традиционных народных ремесел со всех регионов России. На фестивале проводятся мастер-классы от мастеров народных промыслов, ярмарка изделий, созданных их руками, демонстрация кузнечного и гончарного искусства.
В 2023 году межрегиональный фестиваль мужских ремесел «РАСТОТУРКА – 2023» собрал талантливых мастеров традиционных народных художественных ремесел из Курганской и Челябинской областей. Свое название фестиваль получил по месту проведения — село Пушкино прежде называлось Растотурка.
Единственный в мире фестиваль украшенного холодного оружия проходит в городе Златоуст, Челябинской области. Здесь можно окунуться в историю города Златоуста, познакомиться с уникальными изделиями Златоустовских мастеров-оружейников, попробовать себя в роли подмастерья кузнеца и художника-гравера.
Что почитать о Бушуеве и Аносове
Иван Бушуев:
легенда и реальность

Библиотека Златоустовской энциклопедии
П.П. Аносов
и секрет булата
автор И. Н. Богачев
Павел Петрович Аносов
автор Д. А. Прокошкин
Златоустовская гравюра в Челябинском музее изобразительных искусств
Фотогалерея
Tilda Publishing
При разработке лонгрида были использованы фотографии изданий «Южноуральская панорама» и «Вечерний Челябинск»; работы фотографов Ю. Боровиковой, О. Каргаполова, Л. Ковалевой, Д. Куткина, В. Шишкоедова; М. Дмитриева, М. Наппельбаума; произведения художников Г. К. Гроота, Р. Никитина, Ж.-Л. Монье, С. Дубасникова, И. Крамского, гравера А. Зырянова; материалы Челябинского государственного музея изобразительных искусств, Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал», Тамбовской областной картинной галереи, Тамбовского краеведческого музея, Научно-исследовательского музея Российской Академии художеств, Государственного Эрмитажа, Музея-архива Д. И. Менделеева (Санкт-Петербургский университет), Государственного архива аудиовизуальной документации Нижегородской области, МАММ / МДФ, Объединенного государственного архива Челябинской области, Пермской художественной галереи, пресс-службы АО «ГРЦ имени академика В. П. Макеева»; материалы сайтов: ar.culture.ru, biblioatom.ru, culture.ru, freepik.com, russiainphoto.ru turizmnt.ru, zlatmuseum.ru, znanierussia.ru; фотографии с Областной выставки летнего пленэра «Прошлое — настоящее» (2019, Челябинск) и выставки «Народ и войны. Неспокойные времена в картинах уральских художников» (2023, Челябинск).
Мы благодарим за участие в проекте экспертов: старшего научного сотрудника ЮУрГУ, председателя Общественного фонда «Южный Урал», к.и.н. Г. Самигулова; заместителя директора по науке ОГАЧО, к.и.н. Н. Антипина; доцента кафедры истории России и зарубежных стран ЧелГУ, к.и.н. В. Кузнецова; краеведа, руководителя редакционного отдела ЧГИК Е. Меньшенину; заведующего научно-исследовательским отделом ГИМ Южного Урала А. Опейкина; лектора-искусствоведа ГИМ Южного Урала М. Аникину; председателя Совета отделения Российского исторического общества в Челябинской области, заслуженного деятеля искусств РФ, завкафедрой теологии, культуры и искусства ЮУрГУ, доктора искусствоведения, профессора Н. Парфентьеву; главного хранителя ГИМ Южного Урала И. Ивлиеву; мл. научного сотрудника, хранителя фондов декоративно-прикладного искусства Урала ЧГМИИ В. Петрову; ведущего лектора ЮУрГИИ им. П. И. Чайковского по гуманитарным дисциплинам К. Кашина; члена Союза художников России, преподавателя ДХШИ Л. Серову; завкафедрой истории, теории музыки и композиции ЮУрГИИ им. П. И. Чайковского, к.п.н. Н. Кучер; почетного гражданина города Миасса, ветерана ГРЦ им. В. П. Макеева А. Борисова; завкафедрой режиссуры театрализованных представлений и праздников ЧГИК, профессора А. Мордасова; ст. научного сотрудника Института истории и археологии Уральского отделения РАН, члена Союза журналистов России, к.и.н. В. Кузнецова; руководителя ИЦАЭ Челябинска Л. Матвееву; директора Озерского театра драмы и комедии «Наш дом» В. Максимова; аспиранта, специалиста по учебно-методической работе отдела аспирантуры ЧГИК К. Пешкову; писателя М. Бодягина.
Проект «Так культурно!» создан
ИД «Гранада Пресс» при поддержке
Президентского фонда культурных
инициатив
и реализован
в августе-декабре 2023 года.
Команда проекта:
руководитель А. Трушников
финансовое руководство — Д. Филичкина
дизайн — О. Филиппова
ведущая Н. Малышкина
программно-технический специалист Е. Куликова
звукооператор и монтажер П. Сафонов
работа с экспертами — Е. Самойловских
Яндекс.Метрика