Как инженер
и политический деятель положил начало изучению фольклора
Василий
Татищев
Василий Никитич Татищев, одна из самых замечательных фигур в русской науке и культуре XVIII века, сподвижник Петра I. Он семь лет сражался на полях Северной войны, был ранен под Полтавой, регулярно направлялся с дипломатическими поручениями в Европу, изучал инженерное, артиллерийское, горное дело, образовал горную канцелярию. Основал несколько городов, в том числе Екатеринбург и Пермь. Главный научный подвиг нашего героя это создание первой истории России, основанной не только на собранных летописях, но ещё и на изучении фольклора.
Интересные факты об уральском следе
Василия Татищева
История герба Челябинска и Челябинской области началась еще в 1737 году, когда Василий Татищев разработал и представил два герба для Исетской провинции. Проекты были схожи, но на одном изображалась прикованная к стене крепости собака, а на втором привязанный к приколу верблюд. Сегодня «корабль пустыни» красуется на гербе и южноуральского мегаполиса и региона.
При отъезде в 1737 году в Оренбургскую экспедицию Василий Татищев подарил Екатеринбургу свою личную библиотеку, которую собирал около 20 лет.
Василий Татищев участвовал в одобрении выбора места для основания Екатеринбурга и Перми, но при самой закладке городов, этих заводов, он не участвовал.
«История Российская с самых древнейших времён, неусыпными трудами через тридцать лет собранная и описанная покойным тайным советником и астраханским губернатором Василием Никитичем Татищевым»
Полное название первого издания исторического труда Татищева звучит так:
«Вклад Татищева в том, что он был первооткрывателем изучения фольклора. И он заложил основы исследования, что нужно работать с письменными и устными источниками, собирать их. Судьба анкеты, которую запустил Татищев не простая. Ее ведь рассылку не поддержала почему-то Академия наук. Но он настоял и сам рассылал её по городам, потому что понимал, что если он не попытается с помощью этих вопросов своих собрать информацию, то нигде он её больше нигде не найдёт. Достижение Татищева в том, что он методологию определил».
Николай Антипин
заместитель директора по науке Объединенного государственного архива Челябинской области, кандидат исторических наук
Видеоподкаст «Так культурно!»
Выпуск посвящен влиянию Василия Татищева на изучение фольклора
Точки на карте
Куда можно отправиться по Уралу, чтобы изучить наследие Татищева и уральский фольклор
г. Каменск-Уральский (Свердловская область)
г. Екатеринбург
(Свердловская область)
г. Тобольск
(Тюменская область)
г. Екатеринбург
(Свердловская область)
г. Тобольск
(Тюменская область)
г. Каменск-Уральский (Свердловская область)
Тобольск (Тюменская область)
Тобольский архив — один из старейших и наиболее значимых по количеству и ценности документов архив в урало-сибирском регионе. Входит в структуру архивной службы Тюменской области. Фонды архива содержат обширные документальные материалы по истории политической, социально-экономической, культурной жизни Тобольской губернии 18 — начала 20 веков.
Екатеринбург (Свердловская область)
В Свердловском областном краеведческом музее можно найти и экспонаты, связанные с Василием Татищевым, есть здесь и богатая этнографическая коллекция. Фонды этого музея формировались еще до революции. Большой вклад в сбор этнографического материала в 70-х годах XIX века внесло Уральское общество любителей естествознания. В этом музее хранится и часть книг из знаменитой татищевской библиотеки.
Каменск-Уральский (Свердловская область)
В этом небольшом уральском городе хранятся богатые архивные фольклорные фонды. Случилось это благодаря краеведу Ивану Яковлевичу Стяжкину. Результатами его трудов стали создание Каменского краеведческого музея, изыскания в области геологии, метеорологии, садоводства и огромная работа «Народная литература Камышловского уезда Пермской губернии» — одно из крупнейших собраний уральского фольклора. Эксперты называют ее настоящей энциклопедией народной жизни конца ХIХ – начала ХХ веков, крестьянский быт и сознание, отражённые в обрядах и обычаях, в поэтическом и музыкальном языке фольклорных жанров.
«Есть такое понятие, как этнический Ренессанс, мы наблюдаем интерес современных людей, в том числе молодёжи, к своим корням родовым, к истории и культуре своего народа. Если найдётся хороший корреспондент, который задаст вопросы правильно (им не обязательно может быть этнограф-учёный, а возможно просто местный краевед или учитель истории, или даже внуки будут спрашивать у бабушек и дедушек), интересного материала по истории культуре народа можно много найти.
Ничто не мешает нам использовать при изучении фольклора методологию, которую заложил еще Татищев. По его опроснику, в котором порядка 200 вопросов, наверное, исследовать очень долго. Можно выбрать 5, 10, 20 вопросов, задать их местным жителям, старожилам, а затем соотнести с результатами, полученными Татищевым. Получится хорошее, очень интересное исследование.
«Начиная с шестидесятых годов XIX века, проводились статистические описания южноуральских приходов, они публиковались в «Оренбургских епархиальных ведомостях». Их известно более 40, и можно предложить современным школьникам и студентам сравнить то, что было описано в этих публикациях конца XIX века и то, как сейчас живет-бытует тот посёлок или село, о котором там идёт речь. Это, собственно, единая такая цепь исследования, которую заложил в какой-то степени ещё Татищев и которая может быть протянута до нашего времени».
доцент кафедры истории России и зарубежных стран Челябинского государственного университета, кандидат исторических наук
Вячеслав Кузнецов
Советы по изучению фольклора и быта
Николай Антипин, заместитель директора по науке Объединенного государственного архива Челябинской области, кандидат исторических наук:
«Очень интересна финно-угорская мифология, особенно, если её комплексно представить воспроизвести и рассказать, начиная с происхождение мира. То есть многие бывали в Ханты-Мансийске, ходили там по музеям, но это не рождает целостной картинки. Непонятно, как был этот мир мифологии устроен, какое было соподчинение. А вот, если это использовать в фильмах или комиксах, например, это способно структурировать этот миф».
Гаяз Самигулов, старший научный сотрудник ЮУрГУ, председатель Общественного фонда «Южный Урал», кандидат исторических наук:
«Я думаю, что на самом деле выбор персонажа не столько важен, сколько важно придание ему масштабности. Мне кажется, что образ самого Татищева будет не слишком восприниматься, он не представитель среднего пласта, который как бы узнаваем для всех и соотносим со всеми. На мой взгляд, если взять какого-нибудь уральского рудознатца или подобного героя, который бы стал персонажем, объединяющий Северный и Средний Урал в поисках своих приключений, это будет проще и лучше восприниматься современными людьми».
Вячеслав Кузнецов, доцент кафедры истории России и зарубежных стран Челябинского государственного университета, кандидат исторических наук:
«На самом деле многое уже используется. К примеру, сказание о Звере-Мамонте. У нас мамонтёнок в советских ещё в мультфильмах был отражён, а в том же самом Ханты-Мансийске мамонты уже привычный элемент современного городского ландшафта. Фольклор живой процесс. Если для конца 16 века Ермак — это реально исторический персонаж, то в 18 веке это уже фольклорный герой. Уже при Татищеве Ермак — это былинный богатырь, который творил чудеса, один мог победить несколько тысяч врагов и так далее. Также можно работать с таким значимым персонажем для истории Урала, как Пугачёв. Его фигура очень неоднозначно сохранилась в народной памяти, отразилась в фольклоре. Образ «гуляет» от Пугача до императора Петра III. Здесь тоже есть над чем подумать».
Какие исторические, мифологические и фольклорные образы, связанные с Уралом, предлагают использовать ученые в образовательном процессе и масмедиа
Подборка уральских фольклорных фестивалей
Фольклор на вкус
Это один из самых масштабных фестивалей в России. Проходит, как правило, в конце июня начале июля на территории Челябинской области. В рамках фестиваля проводятся различные конкурсы, проходят выступления коллективов народного творчества, организуются ярмарка поделок и сувениров, мастер-классы по традиционным народным ремеслам и промыслам, воссоздаются фрагменты народного быта и т.д.
Бажовский фестиваль
Открытый фестиваль национальных культур народов Среднего Урала приурочен к празднованию «Дня народов Среднего Урала» и ежегодно проводится в муниципальном образовании «Каменский городской округ» на территории посёлка Мартюш. Участники фестиваля — профессиональные и любительские коллективы художественного творчества, семейные самобытные ансамбли, отдельные исполнители, а также национальные объединения, представляющие в Подворьях костюмы и быт своего народа, мастер-классы по традиционным ремеслам, народные игрища, танцы и хороводы.
Фестиваль «У Каменных ворот»
Фестиваль славянской и казачьей культуры проводится на территории Курганской области. Он способствует возрождению народных традиций, танцев, музыки и ремесел, повышению интереса к славянским обычаям и фольклору.
Фестиваль «Русское поле»
Что почитать о Татищеве
Хроника одной судьбы
художественно-документальная повесть
о В. Н. Татищеве»
автор Я. А. Гордин
Татищев
Серия «Жизнь замечательных людей»
автор А. Г. Кузьмин
Василий Никитич Татищев —
автор и редактор
«Истории Российской»
автор М. Б. Свердлов
Уральский фольклор в фотографиях
Фотогалерея
При разработке лонгрида были использованы фотографии изданий «Южноуральская панорама» и «Вечерний Челябинск»; работы фотографов Ю. Боровиковой, О. Каргаполова, Л. Ковалевой, Д. Куткина, В. Шишкоедова; М. Дмитриева, М. Наппельбаума; произведения художников Г. К. Гроота, Р. Никитина, Ж.-Л. Монье, С. Дубасникова, И. Крамского, гравера А. Зырянова; материалы Челябинского государственного музея изобразительных искусств, Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал», Тамбовской областной картинной галереи, Тамбовского краеведческого музея, Научно-исследовательского музея Российской Академии художеств, Государственного Эрмитажа, Музея-архива Д. И. Менделеева (Санкт-Петербургский университет), Государственного архива аудиовизуальной документации Нижегородской области, МАММ / МДФ, Объединенного государственного архива Челябинской области, Пермской художественной галереи, пресс-службы АО «ГРЦ имени академика В. П. Макеева»; материалы сайтов: ar.culture.ru, biblioatom.ru, culture.ru, freepik.com, russiainphoto.ru turizmnt.ru, zlatmuseum.ru, znanierussia.ru; фотографии с Областной выставки летнего пленэра «Прошлое — настоящее» (2019, Челябинск) и выставки «Народ и войны. Неспокойные времена в картинах уральских художников» (2023, Челябинск).
Мы благодарим за участие в проекте экспертов: старшего научного сотрудника ЮУрГУ, председателя Общественного фонда «Южный Урал», к.и.н. Г. Самигулова; заместителя директора по науке ОГАЧО, к.и.н. Н. Антипина; доцента кафедры истории России и зарубежных стран ЧелГУ, к.и.н. В. Кузнецова; краеведа, руководителя редакционного отдела ЧГИК Е. Меньшенину; заведующего научно-исследовательским отделом ГИМ Южного Урала А. Опейкина; лектора-искусствоведа ГИМ Южного Урала М. Аникину; председателя Совета отделения Российского исторического общества в Челябинской области, заслуженного деятеля искусств РФ, завкафедрой теологии, культуры и искусства ЮУрГУ, доктора искусствоведения, профессора Н. Парфентьеву; главного хранителя ГИМ Южного Урала И. Ивлиеву; мл. научного сотрудника, хранителя фондов декоративно-прикладного искусства Урала ЧГМИИ В. Петрову; ведущего лектора ЮУрГИИ им. П. И. Чайковского по гуманитарным дисциплинам К. Кашина; члена Союза художников России, преподавателя ДХШИ Л. Серову; завкафедрой истории, теории музыки и композиции ЮУрГИИ им. П. И. Чайковского, к.п.н. Н. Кучер; почетного гражданина города Миасса, ветерана ГРЦ им. В. П. Макеева А. Борисова; завкафедрой режиссуры театрализованных представлений и праздников ЧГИК, профессора А. Мордасова; ст. научного сотрудника Института истории и археологии Уральского отделения РАН, члена Союза журналистов России, к.и.н. В. Кузнецова; руководителя ИЦАЭ Челябинска Л. Матвееву; директора Озерского театра драмы и комедии «Наш дом» В. Максимова; аспиранта, специалиста по учебно-методической работе отдела аспирантуры ЧГИК К. Пешкову; писателя М. Бодягина.
Проект «Так культурно!» создан
ИД «Гранада Пресс» при поддержке
Президентского фонда культурных
инициатив
и реализован
в августе-декабре 2023 года.
Команда проекта:
руководитель А. Трушников
финансовое руководство — Д. Филичкина
дизайн — О. Филиппова
ведущая Н. Малышкина
программно-технический специалист Е. Куликова
звукооператор и монтажер П. Сафонов
работа с экспертами — Е. Самойловских
Яндекс.Метрика