29 июня 2007, Автор: Таисия РУБЕЖНАЯ

Итальянцы в России

Неужели свершилось? Солнце жарило вовсю, и от недавнего проливного дождя остались только влажный асфальт и быстро тающие лужицы с плавающими в них облаками. Еще сорок минут назад артисты, члены жюри и участники, сгрудившись под зонтами и елями на площади Революции, задавались одним вопросом – состоится ли конкурс рисунка на асфальте и выступления брейкеров?

Отдельные организаторы конкурса, глядя на безнадежно затянутое тучами небо, в нерешительности бродили вдоль выставленных баннеров и коробок с призами – сворачиваться или все же подождать? «Ждать!» - отвечал всем один из организаторов Игорь Обвинцев. И надежды его оправдались. Дождь закончился так же как и начался, по каким-то своим, одному ему известным законам.

Антон Брагин, ведущий мероприятия, вооружившись микрофоном, с воодушевлением приступил к своим обязанностям. Из установленных на площади колонок зазвучала музыка. Участники конкурса потянулись к столику регистрации и выдачи номерков. Несколько человек быстро разлиновывали площадь квадратами и нумеровали их. Бодрый голос ведущего разносился по все округе, приглашая к участию случайных прохожих. Тут же в ярких костюмах разгуливали ростовые куклы, подбадривая всплесками рук раскатывающих линолеум брейкеров. Наконец все участники приступили к работе.


Было занятно наблюдать, с каким энтузиазмом дети, молодежь и более старшее поколение включились в процесс, приправляя его смехом и шутками. То ли «незавершенный гештальт» реализовывали, то ли просто получали удовольствие от собственно творчества и возвращения в детство, не знаю. Но на какое- то время площадь Революции погрузилась в атмосферу легкого возбуждения, драйва и единения.


Я ходила между рядами, рассматривая появляющиеся на асфальте рисунки, слушала разговоры и ловила себя на странном ощущении, что сама невольно втягиваюсь в действие и что в понятии «коллективизм» все же есть что-то притягательное, какой-то психологический феномен. Казалось бы, процесс творчества сугубо индивидуальный, интимный даже где-то. Но нет. Вот вам, пожалуйста. Сто с лишним человек и уже ощущение толпы, и уже хочется быть внутри, и уже заражаешься общим настроем, чувствуешь прилив энергии и желание действовать. Я думала о том, как легко, вероятно, опытному человеку спровоцировать эмоции людей, дать им стимул или мотивацию к тому или иному действию - созидательному или разрушительному. Как легко наше сознание поддается манипуляциям и как высока степень ответственности тех, кто это понимает.


Я думала еще и о том, что же за секрет такой в творчестве, какие скрытые механизмы запускаются в мозгу или где-то еще, что заставляют человека на отдельный промежуток времени забыть обо всем на свете и с упоением предаваться не самому практичному занятию в жизни. Левое полушарие, правое полушарие, эндорфин, серотонин… Да, читала. Еще ощущение значимости, самовыражение, самореализация, само, само, само… Все это лишь слабые попытки объяснить, привести к логическому обоснованию, структурировать, чтобы управлять и направлять. Не тут то было. Что-то важное все время ускользает, оставляя тайну не раскрытой. Но не суть. Ведь конкурс продолжался.


Конкурс, кстати, проводился по двум номинациям: рисунок на асфальте и живая инсталляция, то есть когда автор или группа людей являются частью или продолжением рисунка на асфальте. Это уже из области современного искусства. В номинации «живая инсталляция» были заявлены пока четыре участника, причем двое из них работали над одним рисунком. И все же это прогресс. В прошлом году в этой номинации был всего один участник.


Спустя полчаса организаторы конкурса решили сделать перерыв и пригласили для выступления танцоров «Центра хип-хоп культуры». Вокруг мгновенно собрался народ, плотным кольцом обступив танцующих. Выступление началось с танца девушек. Три пары танцовщиц, сменяя друг друга, выходили в центр импровизированной прямо на площади сцены, демонстрируя свое мастерство под увлекающие звуки музыки. Кто-то из зрителей, не удержавшись, приплясывал, кто-то смотрел с нескрываемой завистью. Затем в ход пошла «тяжелая артиллерия» - на расстеленный линолеум вышли брейкеры. Под выкрики поклонниц крутились на голове, исполняли замысловатые трюки, завершая свой танец головокружительным вращением вверх ногами.


Затем наступила очередь членов жюри. Профессиональные художники, члены молодежного объединения при Союзе художников России Илья Надеждин и Святослав Попов. Пока подводились итоги, не умолкающий голос ведущего комментировал каждый рисунок, давая высказаться автору в микрофон относительно своей работы, замысла, идеи и прочего. И дети, и взрослые с удовольствием представлялись и начинали рассказ о своем рисунке. Все присутствующие, включая ведущего, с удивлением обнаружили среди участников не только жителей города Челябинска, но и приезжих из Тюмени, Казахстана и, о чудо! жителя Италии по имени Ивон. Гуляя по площади с девушкой и, одновременно, переводчицей, Ивон был увлечен зрелищем, а затем сам включился в процесс. Комментировал по- южному эмоционально, периодически вопросительно поглядывая на свою спутницу, старательно переводившую на итальянский язык вопросы ведущего. После чего снискал бурные овации и участников, и зрителей.


Завершала конкурс самая долгожданная его часть – награждение лауреатов и всех участников конкурса. Главным победителем конкурса стала маленькая участница под номером 46 Буланкина Полина. Помимо приза лауреата ей же был вручен и гран-при – огромный плюшевый медведь, который едва уместился в руках ее мамы. Все остальные участники без исключения получили подарки, предоставленные спонсорами. По единодушному мнению организаторов конкурс рисунка на асфальте в этом году был более интересным, чем в прошлом. Посмотрим, что будет в следующем.

Контакт: artmodern@chel.surnet.ru