20 июня 2007, Автор: Таисия РУБЕЖНАЯ

Contemporary dance на сцене Филармонии

До начала концерта остается минут десять. Неожиданно выясняется, что одна из танцовщиц отсутствует, вместе с ней исчезла фонограмма первого номера. Сотовый пропавшей не подает признаков жизни, в рядах участников – паника. Технический персонал концертного зала обещает дать третий звонок несколько позже. Из-за кулис доносится сдержанный гул зрительного зала. Зрителей много, волнение от этого только усиливается. Хореограф, чья фонограмма отсутствует, нервно меряет шагами пространство, выходит на улицу, вглядываясь в горизонт, и в тысячный раз набирает номер телефона.

За кулисами своя жизнь. Повсюду разложены костюмы и реквизит, времени для переодевания во время концерта практически ноль. Тени для глаз, помада, заколки…Крепка ли резинка для волос… Запах  лака, смешанного с запахом туалетной воды. И всюду ноги, ноги, ноги… Battmen tendu, grand battmen, шпагаты – танцоры разогреваются. В лицах читается радостное возбуждение и желание побеждать. Побеждать свою неуверенность, страх, боль в сорванной когда-то спине и коленях. Побеждать зрителя, ради которого они здесь. Наконец вдалеке появляется силуэт разыскиваемой танцовщицы. Участники концерта оживляются. Не обращая внимание на вопросы, танцовщица быстро поднимается в гримерную и так же быстро втискивается в сценический костюм. Все. Можно начинать.


15 июня в Концертном зале им. С.Прокофьева состоялся вечер современной хореографии. В первом отделении представили свои работы три молодых хореографа – Павел Колодешников, Любовь Шевелева и Мария Качалкова. Вечер открывался мини-балетом Павла Колодешникова «Строки прошлого» на музыку Зенкофф. Полное отсутствие декораций, за исключением десятка стульев, позволило зрителю сосредоточиться на собственно хореографии и качестве танца. Нужно отметить, что качество танца было высоким, с хорошим уровнем энергетики и эмоциональным наполнением. Чувствовалось, что танцоры получают удовольствие от процесса на сцене, и это автоматически передавалось зрителю. Композиционное решение тоже было достаточно крепким – соло, трио, массовые сцены, использование синхронных частей с последующей их разбивкой, логичный финал. Выражаясь бытовым языком, смотреть было не скучно.


Чего не скажешь о втором, представленном на концерте мини-балете хореографа Любови Шевелевой под названием «Линия жизни» на музыку группы Apocaliptica. Начало было интригующим. В густом синем свете, заливающем пространство сцены, в полной тишине медленно двигалась танцовщица с явными признаками беременности, вполне реальными, как выяснилось после концерта. Затем на сцену выходили остальные танцовщицы, одетые в длинные широкие юбки вишневого цвета. Львиная доля хореографического текста приходилась на работу с этими юбками, не совсем изобретательную, все же, местами. В балете хореограф использовала звуковой ряд, напоминающий метроном, пение танцовщиц, непродолжительную по времени музыкальную часть и крики. Все это сработало бы на плюс, если бы не отсутствие чувства меры у хореографа, столь важного в искусстве. Первая часть балета звала, обещала, заставляла реагировать, но потом действие шло на спад, становилось однообразным и затянутым. Визуально в балете было несколько кульминаций, которые никак не могли разрешиться единственно правильным хореографическим действием. Складывалось впечатление, что и хореограф высказался, и зрители поняли, но по какому-то странному стечению обстоятельств процесс никак не мог остановиться, подобно заигранному винилу. Ценным в работе хореографа Любови Шевелевой, на мой взгляд, является поиск своего собственного стиля, собственных выразительных средств, пусть даже не всегда оригинальных пока еще в силу молодости, но дерзких. Она рискует, где-то проигрывает, где-то выигрывает, прислушиваясь к себе и нащупывая свой собственный путь, перспективный, с моей точки зрения, если хореограф останется в профессии.


На контрасте с предыдущим балетом очень свежо смотрелась работа «Одна душа на двоих» хореографа Марии Качалковой, представившей мужской дуэт в исполнении Павла Колодешникова и Рафаэля Тимербакова.на музыку Аркадия Артемьева. Уместным будет напомнить, что этот дуэт стал лауреатом I Всероссийского конкурса «Дуэт 2007», проходившего в конце марта в Челябинске в Концертном зале им. С.Прокофьева. И в свое первое выступление, и во второй раз дуэт снискал безоговорочную любовь и признание зрителей. Хореография, отвечающая требованиям времени и блестящее исполнение танца сделали свое дело. Номер завершился бурными аплодисментами зрителей.


Второе отделение вечера открылось новой редакцией одноактного спектакля «Улыбка Авгуры» уже зрелого хореографа Таисии Коробейниковой. Об этом спектакле писали и говорили, поэтому ограничусь кратким подведением итогов – зрители остались под впечатлением. Последние, кстати, еще долго не расходились после завершения вечера, стоя у входа в Концертный зал и обсуждая увиденное. Кто-то надеялся на «продолжение банкета», направив делегацию обратно в зрительный зал для уточнения деталей, кто-то стремился за кулисы высказать свою благодарность танцорам и хореографам. Спустя некоторое время толпа медленно растворилась в городской суете наступивших выходных.


Отличительным моментом состоявшегося вечера современной хореографии было то, что большую часть зрителей составили не молодежная аудитория, как это было прежде, а представители интеллигенции среднего и зрелого возраста, многие из которых впервые видели современный танец. Для организаторов было важным устранение существующего недоверия  относительно современного танца в частности и современного искусства в целом именно у этой категории зрителей. Понимая, что сей процесс весьма длительный, первый опыт, все же, можно назвать удачным.

Второй момент – продвижение молодых перспективных хореографов с целью сохранения и развития искусства. Не для кого не секрет, что большинство выпускников хореографических отделений после получения профессиональных навыков оседают в ночных клубах, работая в шоу балетах или аниматорами. В лучшем случае идут в сферу услуг, в праздничные или рекламные агентства, минуя сферу большого искусства. Вполне объяснимо: деньги плюс отсутствие инфраструктуры менеджмента и продюсирования в области танцевального искусства равно отсутствие перспектив на будущее. Силы воли, упорства, желания, умения работать и ждать, оставаясь в искусстве, хватает у единиц. Именно они, смею надеяться, составят в будущем цвет российского современного танца.


Пока молодых хореографов в концерте было всего трое, поскольку их мини-балеты показались организаторам самыми разноплановыми и перспективными, несмотря на спорность отдельной работы. Следует вспомнить, однако, что способность или талант – товар штучный и художников в широком смысле слова по определению не может быть много. С другой стороны, проект «Соцарт» не намерен останавливаться на достигнутом в поиске дарований и планирует продолжать начатое.


Отдельное спасибо и благодарность за поддержку в организации вечера современной хореографии и, соответственно, поддержку молодых талантов сайту www.polit74.ru и его главному редактору Михаилу Стерехову.

Контакт: artmodern@chel.surnet.ru