27 мая 2007, Автор: Таисия РУБЕЖНАЯ

Искусство - народу

Искусство - народу

Порывистый ветер клонит к земле деревья, затягивая еще недавно чистое небо сизым пологом туч. Все вокруг набухает, куксится, морщится, готово расплакаться привычным уже майским дождем. Часы показывают 15.00. Через час на Кировке состоится репетиция хореографического спектакля «Улыбка Авгуры». «Странное место для проведения репетиции»,- подумает кто-то. Возможно. Художники вообще люди странные. На то они и художники.

Минут пятнадцать спустя тучи вдруг рассеиваются, обнажив подсвеченную солнечным лучом синеву неба. Ветер утихает, разливаясь в воздухе не по-весеннему мягким теплом. Танцоры нетерпеливо разогреваются на расстеленном прямо по центру Кировки черном покрытии. Рядом проверяет усилитель и крепит на стойках колонки звукооператор. Прохожие в легком недоумении притормаживают, пытаясь найти логическое объяснение происходящему.


15.45 – приехало телевидение.
15.55 – даю интервью. Говорю об известном русском пианисте Андрее Гаврилове, живущем в Швейцарии. О том, что в одном из своих интервью он сказал, будто никогда не вернется в Россию, потому как невозможно жить в стране, где люди не уважают друг друга и не уважают самих себя. Говорю, что я тоже не хочу жить в такой стране, где процветает психология рабов и лакеев. Потому что «для лакея нет подлинно великого человека. У лакея свое представление о величии». Так писал Толстой. Отсюда и неуважение друг к другу. Что корни проблемы, в том числе, в культуре, вернее в отсутствии таковой. И что роль искусства здесь чрезвычайно важна. И потому я здесь, на подогретом солнцем покрытии посреди улицы вместе со своими нетерпеливыми танцорами.


Мой вербальный жест журналистами не принят. Осознав всю тщетность быть услышанной, начинаю провозглашать банальные вещи. О пустующих залах театров и филармоний, об обществе потребления, о необходимости творчества, о привлечении молодежи. Все это на поверхности, и народу более понятно и не раздражающе, чем рассуждения о рабской сущности и неуважении.


16.10 – репетиция начинается. Десять танцоров внутри образовавшегося плотного кольца зрителей чувствуют себя не слишком комфортно, по моим предположениям, но стараются вовсю. Оттого, что это происходит, ощущаю прилив радостного возбуждения и почти не обращаю внимания на то, что танец мог бы быть чуть более совершенным, а танцоры чуть более расслабленными. Все же в этот момент я их обожаю – верящих, рискующих, готовых. Одна картина сменяет другую, но зрители не расходятся. Разные лица, но нечто объединяющее сквозит в каждом взгляде – вопрос «что это?». Печать легкого напряжения от непонимания происходящего отмечается почти на каждом лице. Молодежь, периодически комментируя действие, награждает танцоров аплодисментами.


Занятно наблюдать за публикой. Успеваю размышлять по поводу того, почему обычное действие, которое вряд ли вызвало бы столь бурную реакцию у зрителя в условиях репетиционного зала, в уличном пространстве вводит в состояние активно переживаемых эмоций. Ну, танцуют себе люди и пусть танцуют. Что тут особенного? Красиво. Опять же музыка замечательная. Расслабься и получи удовольствие. Бесплатно, тем более. Ну, нет. Так уж устроен наш человек. Во всем ищет подвох и скрытый смысл. А когда не может найти, машет рукой: «Сумасшедшие». Но почему-то не уходит. И стоит до конца. И надеется, что наступит развязка и кто-то из них, «сумасшедших», ответит на жгучий вопрос «зачем и почему».


За что я люблю проекты на улице, так это за то, что постфактум всегда находятся молодые парни или девушки, готовые влиться в процесс и в команду незнакомых им доселе людей. И даже если по тем или иным причинам они остаются «на пристани» своей жизни, она все же чуть-чуть меняется потому, как механизм запущен, и горизонты расширились. И это оправдывает любые усилия, провоцируя активность в реализации новых идей.


17.00 – репетиция закончена. Публика медленно рассредоточивается. Вскоре все обретает свои привычные очертания. Хотя нет, не все. Мы садимся тут же, на покрытие в круг и, как ни в чем не бывало, тихо начинаем обсуждать технические моменты. Танцоры внимательно слушают мои замечания, делясь своими впечатлениями. Спустя минут десять расходимся по своим делам.


Так 24 мая 2007 года в 16.10 ч. на улице Кирова, в простонародье Арбат, состоялась репетиция хореографического спектакля "Улыбка Авгуры".

Контакт: artmodern@chel.surnet.ru