1 мая 2007, : Автор: Таисия РУБЕЖНАЯ

Перформансы Челябинской школы современного танца

...Сумеречный пианист в сварочных очках и непритязательно сером плаще периодически извлекал обрывки диссонирующей мелодии с редкими вкраплениями гармонически выстроенных звуковых комбинаций, вызывая смутные подозрения о тщательно скрываемом профессионализме. Группа танцоров в белом, среди которых юноша с обнаженным торсом в перьях, резко контрастировала изысканной линией пластического оформления с не самым ясным летним днем, повисшим над Челябинском.

Прозрачную чистоту образов завершало куриное дефиле, ярким мазком вписавшееся в общую картину происходящего. К чести последних, куры вели себя на удивление спокойно и деловито. Прохожие включались в действие самопроизвольно и с энтузиазмом, регламентируя свое участие сиюминутным настроем. Комментируя процесс, пытаясь сыграть на пианино собственную мелодию, они демонстрировали безудержную ребяческую радость и одновременно серьезный подход к делу.
Перформанс с элементами хеппенинга “ Курица не птица..” обозначил чувствительную точку: стремление к великим свершениям, переживаемое большинством из нас в детстве ( стать космонавтом, гениальным музыкантом или писателем) и невозможность реализации этих стремлений в силу страха, продиктованного негативными событиями нашей жизни, отсутствия веры в собственную способность и массы других причин. Осуществили перформанс участники ,, Челябинской Школы современного танца,, ( худ.рук. Таисия Коробейникова, директор Игорь Обвинцев).


 Перформанс (от англ. Performance – представление) – это форма акционистского искусства или “ искусство действия”, предполагающее стирание границ между самим действием и зрителем, имеющее четкую структуру и вполне определенную концепцию, не ставящую, однако, своей целью быть понятой зрителем.Официально возникновение перформанса относят к первой половине ХХ века, к деятельности художников – дадаистов и сюрреалистов, известных проведением скандальных акций, флуксусов, хеппенингов в галереях и салонах живописи.По своей структуре перформанс близок к дзен – буддистскому коану, суть которого состоит в создании учителем парадоксальной ситуации, само существование которой становится для ученика не слабым испытанием.
Свое подкрепление перформанс нашел в практике известного польского режиссера Ежи Гротовского, пропагандировавшего теорию “ бедного театра” – если зритель не идет в театр, то театр должен придти к зрителю. Перформанс давно и прочно обосновался в мировом художественном контексте, обозначив своих лидеров в Германии ( Кристоф Шлингезив), в Англии ( Дэвид Сатч), в Америке ( Уэйви Грэйви, Билл Сандерс и др.). В России перформанс, с учетом территориальной мощи, явление пока редкое и уникальное, с которым связывают такие определения как необычный, эпатажный, шокирующий, а в переводе на молодежный сленг – крутой, убойный, супер – класс!
И если первоначально перформанс был прерогативой изобразительного искусства, то позднее сфера его влияния распространилась на музыку, театр, танец и вышла за пределы галерей и выставочных залов, осваивая новые пространства – улицы города, крыши домов, вокзалы, витрины магазинов и т.д.


… Супермаркет по ул. Ленина. На белом разделочном столе, напоминающем скорее медицинский хирургический стол, лежала полуобнаженная девушка с большой красной рыбой на животе. Рядом возвышался мужчина в белом халате с разделочным ножом в руках. В холодильнике напротив, среди льда и ползающих живых раков другая участница перформанса, затянутая в синюю лайкру, подчеркивающую ломкость стройного тела, в полной мере ощутившего всю прелесть замороженного продукта. Еще четверо разыгрывали пространство среди стеллажей с товаром, последняя группировалась в тележке для продуктов. В течение часа мужчина в белом индифферентно разделывал рыбу на животе своей жертвы до состояния неопределимости : чьи внутренности предстали перед случайными посетителями супермаркета – рыбы или самой жертвы? Молодой человек с выбеленным краской лицом и японскими иероглифами на свободных одеждах методично осваивал окружающее, толкая перед собой тележку с сидящей в ней девушкой, прерывая движение логически необоснованными действиями. Остальные же демонстрировали интеллектуально – пластическое превосходство осведомленности над ошалевшими от отсутствия этой самой осведомленности посетителями. Сие действие отдавало дань японскому писателю Юкио Мисимо, сделавшему себе харакири, видя как японская культура в условиях рыночных отношений теряет свое лицо ( поэтому рыба – традиционное японское блюдо, поэтому вспарывание рыбьего живота). И с другой стороны, усматривая аналогии, стало своеобразным протестом против установившегося положения вещей, когда все и вся, включая человека, становится объектом для продажи с единственной непреложной ценностью – деньгами. Очередной перформанс ,,Школы современного танца ,, назывался “ Все на продажу!”


Небольшой экскурс в историю. Перформансами школа начала заниматься с 1999 года и обусловлено это было скорее педагогической направленностью, нежели художественной, так как в стенах учреждения получали образование воспитанники детских домов. Педагогам школы пришлось столкнуться с необходимостью решения огромного количества психологических проблем, присущих этим детям, где перформанс стал формой социальной адаптации, своеобразной психотерапией, впоследствии оправдавшей свои цели. Осознание себя личностью, уверенность в собственных силах и высокая степень внутренней свободы – важные составляющие успеха в будущем – это то, что дает перформанс. Он спасает тех, кто в нем участвует от неврозов, сопровождающих любое выживание, меняет качество жизни и качество любой деятельности. Может быть это, в том числе, и явилось причиной успешности учеников школы, выступавших на самых престижных площадках страны – ГЦКЗ “ Россия”( Москва), БКЗ “ Октябрьский”( Санкт – Петербург), КЗ Дома Союзов (Москва), Ленинградский мюзик – холл и т.д. Позднее, увлекшись процессом, руководители школы сместили перформанс с позиций психологических на более весомые - художественно – концептуальные.


… Челябинский Арбат. Двести пятьдесят участников ( по радио к участию в акции были приглашены все желающие), лежащих на земле без движения под растяжкой с надписью '' СМОГ” олицетворяли собою пассивность масс, проекцию “задымленности” человеческого сознания и инертность мышления. Единственный активный участник акции, чья активность выражалась в четко структурированной танцевальной импровизации, являл собою “глас в пустыне”. Финал происходящего был более чем классическим – один из организаторов акции, директор ,, Школы современного танца,, Игорь Обвинцев был препровожден доблестной милицией в камеру заключения, где и провел последующие шесть часов. Растяжку “ СМОГ” экспроприировали как вещдок.


Перформанс, как явление, занимает все более прочные позиции в российском художественном контексте и не считаться с этим уже нельзя, хотя в среде художников и около – художников еще существуют некоторые разногласия относительно того, что же можно назвать перформансом, а что таковым не является. Опять же возникают сложности с принадлежностью – направление это, вид или жанр? Под категорию направления перформанс не подходит, потому как сам подвергается периодическим трансформациям, для выделения его в отдельный вид искусства он слишком синтетичен, с точки зрения жанра в нем нет фиксированной тематики. Но, несмотря на это, перформанс продолжает оставаться одним из самых интересных вариантов существования современного искусства.


… Все тот же челябинский Арбат. С утра моросил дождь, но к началу действия как по заказу выглянуло солнце, подчеркнув ослепительную привлекательность юных невест, одетых в белые свадебные платья. Спустя несколько минут невесты, среди которых мужчина, одетый в такое же белое платье, двинулись вниз по Арбату, перемежая равномерный ход подчиненными художественной идее паузами. Возглавляла шествие невеста в алом, держа за руку скелет жениха в свадебной бабочке. Народ, с неподдельным изумлением взирая на странную процессию, мгновенно уплотнился, подогревая происходящее возбужденной тональностью вопросов. Зрелище олицетворяло неистребимую девичью мечту о сильном, добром, да чтоб как за каменной стеной. Актуальность “феминистской” декларации: “ Настоящие мужчины вымерли!” пыталась опровергнуть сопровождающая процессию толпа молодых и не очень мужчин, завершая свои попытки просьбой познакомиться или, на худой конец, оставить телефончик.


Здесь уместной стала бы цитата художника Василия Кандинского:” Очень простое движение, цель которого неизвестна, действует уже само по себе, как значительное, таинственное, торжественное. Простая совместная работа действует, если неизвестна цель, столь значительно, таинственно и захватывающе, что невольно останавливаешься как перед жизнью в иной плоскости. Перформанс – это действие, цель которого для зрителя тайна”.


В завершение хочется думать, что и Челябинск наконец - то интегрируется в мировой художественный контекст, чему свидетельством явилось проведение в 2005 году первого Международного фестиваля уличных театров и перформанса “UrbanART”, организаторами которого выступила ,, Челябинская Школа современного танца,, (директор И. Обвинцев). Вряд ли это стало бы возможным без поддержки челябинских властей и бизнесменов. Есть надежда, что постепенно Челябинск утратит свой статус провинциального города, ибо провинция – это не месторасположение. Провинция – это заскорузлость мышления.


P.S. За восемь лет ,, Челябинской Школой современного танца,, проведено вне сценических условий более 50 акций, арт-проектов и перформансов. Так, между прочим.

Контакт: artmodern@chel.surnet.ru







 
Яндекс.Метрика
© 2006-2018 «Полит74»
Редакция: info@polit74.ru
Реклама: reklama@granadapress.ru
г. Челябинск