31 июля 2007, Автор: Таисия РУБЕЖНАЯ

Кто виноват и что делать?

Когда ни будь, по прошествии определенного количества времени, когда улягутся страсти, все «устаканится» и станет историей, найдется лихой герой, который напишет «всю правду» о том, как создавался и развивался современный танец в России. Не общими фразами и биографическими сведениями о тех или иных деятелях, не о поставленных или не поставленных кем-то балетах, но о том, какую цену платил каждый из тех, кому удалось или не удалось выжить в неравной борьбе за искусство. Поскольку Россия, ну, конечно же, всегда, всегда, всегда и во всем шла своим путем. Ближе к делу, тем не менее.

Официально появление современного танца в России приходится на конец восьмидесятых, начало девяностых годов XX века – почти сто лет спустя после его зарождения в мировом культурном пространстве. Однако первые ростки будущего contemporary dance оформляются еще в конце семидесятых в виде так называемой свободной пластики. Коллективы, работающие в этом направлении наивны, неумелы, но чрезвычайно самобытны и оригинальны в своем стремлении к индивидуальному развитию.


1985 год – в Советском Союзе начинается перестройка. Страна меняет свой политический курс. 1991 год – СССР прекращает свое существование. С приходом к власти Ельцина открываются границы, и в Россию, наряду с товарами потребления, устремляется поток западной культуры. Брожение в народных массах активизирует брожение в различных областях искусства. Европейские и американские миссионеры с воодушевлением осваивают российские просторы, пропагандируя уже сложившиеся образцы западной культуры. ADF бесплатно командирует своих представителей с целью реализации обучающих программ и проведения мастер – классов.

Российское отделение Фонда Сороса с энтузиазмом поддерживает проекты современного искусства, финансирует организацию и проведение фестивалей и конкурсов современного танца, культурный обмен между Россией и странами мира. Западные менеджеры и продюсеры от культуры приглашают творчески одаренных танцоров и хореографов принять участие в различных танцевальных проектах Европы и Америки. Появляется специализированная литература и видео. Все это дает почву для возникновения первых лидеров российского современного танца.


В Петербурге творит Александр Кукин – основатель и художественный руководитель своего Театра танца. Здесь же начинает работать Антон Адасинский и его группа «DEREVO», в деятельности которого прослеживается влияние А.Арто и Е.Гротовского. Выходец из команды Вячеслава Полунина, он изучает техники современного танца, осуществляет масштабные хеппенинги и перформансы, художественные акции и спектакли буто, работает с художником Михаилом Шемякиным и танцует Дроссельмейера в балете «Щелкунчик».

В это же время в Новосибирске пропагандирует современный танец Наталья Фиксель. Талантливая танцовщица и талантливый хореограф, обладающая удивительным чувством стиля, изысканностью и красотой формы, мощной энергетикой художественного жеста. В Екатеринбурге суровую сдержанность промышленного города взрывает Лев Шульман – личность, безусловно, яркая и неоднозначная. Являясь создателем и первым директором театра «Провинциальные танцы», позже организует Центр современного искусства и школу современного танца.

В Перми contemporary dance продвигает Евгений Панфилов. В 1979 году он создает студенческий театр пластического танца « Импульс», который в 1987 году реорганизуется в Театр танца модерн «Эксперимент». Годами позже театр превращается в « Балет Евгения Панфилова», отличительной чертой которого становится чрезвычайная плодовитость хореографа и разнообразие жанров. Девяностые годы XX века – время расцвета российского современного танца, и молодые творцы с надеждой смотрят в будущее. Но… Начавший было развиваться современный танец России так и не перешел стадию подросткового периода.

Еще долгое время невнятность смыслового и формообразующего танцевального языка будет называться «болезнью роста», незаметно перешедшую в свою завершающую стадию – симуляционизм. Симуляционизм есть изображение симптомов творчества в отсутствие самого творчества, искусство аппроприаторства, основными признаками которого становятся самоирония и бесконечное множество интерпретаций. Массовое копирование и воспроизводство усвоенных на мастер – классах техник, приемов и комбинаций западного современного танца не позволяют пока российскому современному танцу создать свою, уникальную школу танцевания. «Копия – вынужденный товар на рынке общества потребления. Со временем копия начинает претендовать на первозданность подлинника, и человек утрачивает способность отличать одно от другого» (А.Красильщиков). Причин сложившейся ситуации много, обозначим лишь главные.


Внешние факторы:
1. Отсутствие государственной поддержки. Главная декларация: «У России свой путь и своя культура, которую надо поддерживать!» Однако не стоит забывать, что классический танец, как и кино, столь ревностно опекаемый государством и его служителями, пришел в Россию из Европы, утвердив профессиональную терминологию на языке французском, отнюдь не русском.
2. Отсутствие в массе своей поддержки таланта. Талант в России никогда не был определяющим. Главным является умение договариваться и быть удобным, что противоречит самой природе искусства и его создателя. Вынужденная эмиграция на Запад лучших умов – ситуация, к сожалению, типичная для России.


3. Отсутствие инфраструктуры продюсирования и менеджмента. Социальное расслоение российского общества, отсутствие среднего класса со стабильно высоким доходом – потенциального потребителя искусства, ставят последнее вне сферы интересов продюсеров и менеджеров.
4. Некомпетентность отдельно взятых руководителей и педагогов образовательных учреждений.


5. Ориентация общества на массовую культуру, развлечение, шоу. Как следствие, отсутствие потребности общества в интеллектуальном искусстве и искусстве вообще.
6. Отсутствие рекламы.
7. Время. Механизмы распространения всего нового в России чрезвычайно сложны, многоступенчаты и неразворотливы. Складывающаяся веками система взаимоотношений прогрессивных идей и общества с учетом ментальности российского человека делают процесс внедрения этих идей в контексте исторического развития чрезвычайно длительным.


Внутренние факторы:
1. Менталитет. Среди множества причин, повлиявших на формирование психологии российского человека, Россия продолжает оставаться государством, где сила и влияние авторитета чрезвычайно важны и чтимы. В связи с чем « всякий, кто ценит авторитет, принуждает ценить былое искусство, отрицая все новое. Нетерпимость такая кажется странной до тех пор, пока не поймешь, что никакого искусства, в сущности, уже и нет. Искусство всегда живо, всегда в процессе. Не любить это движение может только тот, для кого искусство такой же предмет упражнений, как и всякое другое в жизни занятие.» (Сологуб).
2. Отсутствие идеалов, низкий уровень потребности в изменении мира, низкий уровень избыточной энергии, необходимой для создания искусства.


Тенденции развития:
Расцвет искусства происходит в период развития общества, когда часть людей, обладающая излишками богатств и удовлетворившая свои основные потребности, направляет избыток средств на оплату художника. Это исторически сложившийся факт. Класс людей с гарантированно высоким доходом потребляет искусство и поощряет художника к созданию шедевров. Искусство становится прибыльным и престижным. Выражаясь языком бизнеса, Россия преодолеет «точку убыточности», и появится тот самый излишек средств, необходимый для расцвета искусства. С развитием рынка потребность в качественном товаре, каковым в современном мире является все, выведет талант на первое место и современный танец перейдет в ранг искусства, поддерживаемого, к тому же, государством.
В любом случае, если современный танец за почти двадцать лет существования в российском культурном пространстве не сдал, как минимум, своих позиций, продолжая притягивать к себе все новых последователей – есть надежда. А пока для читателя английский анекдот, который как нельзя лучше отражает существующее положение вещей в искусстве России в целом и в современном танце в частности. « Официант, это чай или кофе? - Вы что, сами не можете различить? – В том то и дело, что не могу! – Тогда какая вам разница?»