29 июня 2007, Автор: Таисия РУБЕЖНАЯ

Поручение Путина – в жизнь!

Поручение Путина – в жизнь!


« Народ без культуры превращается в население». Похоже, что прав был неизвестный мне автор цитаты. Глядя на полупустые концертные залы и до отказа забитые рестораны и кафе с грустью отмечаю, что российский народ XXI века постепенно утрачивает свой первоначальный статус и все с большей настойчивостью напоминает мне пресловутое население, лишенное своих корней и не пустившее новых. Тем более значимой в этой ситуации становится деятельность людей, непосредственно связанных с воспроизводством культуры, превращающей население в народ. Со своими традициями, обычаями, своим идеализмом, переплавляющимся в идеологию, и дающими основу для полноценной жизни. В связи с этим мой первый и последующие вопросы директору Государственного ансамбля танца «Урал», заслуженному работнику культуры РФ Карачинцеву Виктору Петровичу.

Т.Рубежная: - Владимир Петрович, в последнее время довольно часто слышу, что вследствие бесконечных интерпретаций традиции народного танца давно утеряны и то, что мы видим на сцене, к народу и его культуре никакого отношения не имеет, а являет собою лишь фантазии хореографов на заданную тему. Это так?


В. Карачинцев: - Не могу с этим согласиться. Вернитесь в историю, и вам все станет понятно. Откуда, вообще появилось понятие народного танца? Тридцатые годы XX века – время, когда повсеместно стали образовываться коллективы народного танца, и стимулом для этого послужил фестиваль народного танца, проходивший в 1936 году в Москве. В этом же году состоялось совещание культурных работников, на котором Игорь Моисеев, возглавлявший в это время хореографическое отделение в народном художественном театре, предложил создать чисто этнографический коллектив с целью освоения фольклорного материала и представления его публике на высоком художественном уровне.


Т.Рубежная: - Вы употребили определение этнографический, не фольклорный. Это разные вещи?


В.Карачинцев: - Конечно, разные. Фольклор в чистом виде публике предлагать нельзя – это скучно и однообразно. В любом случае требуется сценическая обработка материала. Точно так же, как аранжируется музыка, прежде чем представить ее слушателям. Проще говоря, сценический вариант фольклорного танца, приправленный фантазией хореографа – это и есть народный танец в обычном понимании. Кстати, Игорю Моисееву, как автору идеи, и было предложено создать и возглавить первый в стране Государственный ансамбль народного танца. Об уровне этого предприятия вы можете судить по тем танцовщикам, которые пришли в то время к нему в ансамбль. Его первый состав включал в себя таких мастеров как Подгорецкая – солистка Большого театра, Карташов – солист балета художественного театра, известные эстрадные артисты Кобзева и Арсеньев, Слуцкер – выпускник театрального техникума им. Луначарского. Наряду с ними Моисеев набрал и участников художественной самодеятельности, которые по качеству танца и физическим данным были вполне пригодны для профессионального танца. Уже через полгода после набора ансамбля Моисеев дал целое отделение народных танцев в одном из концертов в Москве. Чуть позже при ансамбле была создана студия, которая благополучно существует и по сей день.


Т.Рубежная:- Хотелось бы уточнить, все же. Народный танец, по определению, это то, что танцует или танцевал народ. Тот самый сельско – деревенский фольклор, собираемый и обрабатываемый хореографами. Попробуйте, однако, найти в настоящее время на селе или в деревне хоровод или кадриль. Где хореографу народного танца брать основу для своих фантазий? Современная деревня в областных центрах – это строительство благоустроенных коттеджей, иномарки, молодежные дискотеки по выходным. А за пределами центров жителям деревень, думаю, сейчас не до танцев. Молодежь стремиться в города, а старики едва выживают. Поколение деревенских жителей, носителей народной культуры, давно сменилось на новое, танцующее брейк – данс, фанк или какой-нибудь трип-хоп, не загружаясь особо мыслями о том, что танцевали их предшественники. Соответственно, народный танец сейчас находиться в некоей консервации, интерпретируя старые образцы?


В.Карачинцев: - Не согласен. Народный танец совершенствуется, хотя и использует фольклор прошлых лет. Возьмите, к примеру, спорт. Раньше высшим пилотажем считалось исполнение двойного тулупа, теперь же легко исполняются тулупы в три, а где-то и в четыре оборота. То же и в классическом танце, и в народном. Усложняются вращения, усложняются трюки, усложняется хореография. К тому же в отдельных областях изучению фольклора уделяют очень большое внимание. Я недавно был в Краснодаре и поразился условиям, в которых существует Кубанский народных хор. Три великолепных здания, есть свой Научно – исследовательский центр традиционной народной культуры, своя детская студия, в которой обучаются 567 детей. Это целый завод по производству народной культуры. Исходит все это, естественно, от губернатора. Это его отношение к местной культуре. На концертах Кубанского хора всегда аншлаги. А залы у них не маленькие, на 1200 человек. В том же Краснодаре я наблюдал интересную ситуацию. Шло совещание, на котором присутствовали все художественные руководители ансамблей народного танца страны. Местное министерство культуры получает звонок из Министерства культуры РФ с просьбой о концерте Кубанского хора на Красной Поляне, где собрались все министры страны по поводу Олимпийских игр. Но в этот день у Кубанского хора вечером концерт, куда приглашены и все приехавшие на всероссийское совещание художественные руководители ансамблей. Все билеты проданы. Тогда звонит сам губернатор и дополнительно просит о концерте на Красной Поляне, пообещав выделить самолет. Естественно, Кубанский хор дает концерт в Краснодаре, а затем вылетает на Красную Поляну. Здорово, да? В Краснодаре губернатора все любят и уважают. Потому что он везде. Идет детский фестиваль творчества – губернатор там, в это же день проходит молодежный сейшн – губернатор опять там. Награждает, поздравляет, поддерживает. За это его и ценят.

Т.Рубежная: - В каждом городе, области, крае есть свои плюсы и минусы. Я  имею ввиду  распределение финансовой поддержки.

В.Карачинцев: - Ну да,в Краснодаре нет хоккея, а у нас есть (улыбается). Значительная доля местного бюджета идет на спорт, потому что наш губернатор любит хоккей. Был у власти Ельцин – все любили теннис, пришел к власти Путин – все стали любить дзю-до. Придет к власти человек от культуры – вот тогда и вздохнем. Шучу.


Т.Рубежная: - Я знаю, что при ансамбле танца «Урал» была детская студия. Что с ней сейчас?


В.Карачинцев: - Да, студия действительно была, но потом пришла комиссия и нашла несоответствия санитарным нормам: отсутствие раздевалок, неудобное расположение классов. Плохая звукоизоляции между классами не позволяла заниматься детям, обучающимся в школе во вторую смену. Но даже не это главное. Главное, что пришел новый директор, это было еще до Пелымского, счел детскую студию не рентабельной и финансирование закрыли. А к тому времени в студии уже обучалось более 70 детей. Большее количество детей не позволила вместимость классов. А без финансирования какая детская студия? Капитализм, знаете ли…


Т.Рубежная: - За что боролись, на то и напоролись. Кстати, никогда не испытывали ностальгии по советским временам, по Советскому Союзу? Ну, хотя бы с точки зрения условий работы?


В.Карачинцев: - Как сказать. Везде есть свои плюсы и свои минусы. Плюс советской системы заключался в отлаженном гастрольном планировании. Сверху спускался план гастрольных поездок на год по линии Росконцерта и по линии Госконцерта. Сейчас же нужно самим крутиться, искать варианты, звонить, договариваться, решать массу вопросов. Есть некая неопределенность: когда и куда поедешь в следующем году.


Т.Рубежная: - За рубеж часто выезжали?


В.Карачинцев: - Первый раз с ансамблем танца «Урал» выехали в 1987 году в США И Канаду.


Т.Рубежная: - И как принимали зрители?


В.Карачинцев: - О! Визжали, свистели, топали. Шикарно принимали.
Я же лично, как танцор, за границу выехал впервые в 1957 году. В то время мы с братьями, нас было шесть братьев – танцоров, гастролировали, в основном, по соцстранам. Чтобы выпустили в капстрану, требовалось наличие в коллективе хотя бы двух коммунистов. В противном случае не выпускали.


Т.Рубежная: - Боялись невозвращенцев?


В.Карачинцев: - Конечно. Хотя невозвращенцы все равно были. Помню случай, мы как раз уезжали на гастроли в США, и в Москву в зарубежный отдел поступил звонок из Лос – Анжелеса о том, что балалаечник из Андреевского оркестра русских народных инструментов остается в Америке. Нам тогда тоже задали вопрос, не останется ли кто-нибудь из наших.


Т.Рубежная: - Мысли об эмиграции никогда не посещали?


В.Карачинцев: - Может и посещали, но, в конечном счете, сильного желания эмигрировать из страны не проявилось. В 1961 году мне предлагали остаться в Германии. Я тогда выступал с сольными программами и выступал, по всей вероятности, настолько хорошо, что предложили работу в известном мюзик-холле « Фридрих Штат Паллас».
Чуть позже уже нам с женой предлагали работу в ночном варьетте в Болгарии, а еще позднее – работу в Канаде. Вообще, проблемы уехать за границу у меня нет, поскольку часть родственников живет в Германии, а часть – в Бельгии. Живут они там давно, уже приноровились, стали своими. Но мне все равно Россия как-то ближе. Как бы там ни было, кто мы за границей – эмигранты? Карьеру сделать чрезвычайно сложно, да и менталитет другой. Вот и дочь моя не захотела жить в Германии, вернулась в Россию. Говорит, что в России больше шансов самореализоваться. По-крайней мере, пока молод и полон сил.


Т.Рубежная: - Возвращаясь к гастролям. География поездок широкая?


В.Карачинцев: - Достаточно широкая. В прошлом году, помимо поездок по России, были еще трехмесячные гастроли в Бельгию, Францию и Швейцарию. С одной стороны это тяжело. Представьте три месяца работы почти без выходных. С другой стороны молодежи интересно, так как постоянная смена впечатлений, переезды из одного города в другой. Были мы и на горных лыжных курортах, где отдыхают российские олигархи, и на очень интересном фестивале народного танца на юге Франции. Шикарные условия, зрительный зал на пять тысяч мест. И весь период концертов – аншлаг. Китайские импресарио на одном из фестивалей увидели наше выступление и предложили ансамблю полугодовой контракт на работу в Пекине, столице Китая. Мы вынуждены были отказаться. Кто согласиться оставить семью на полгода? А не так давно мы вернулись с фестиваля, проходившего в Оренбурге, летом едем в Италию, а затем приглашены на фестиваль в Тамбов, но вряд ли поедем. Надо завершить проект «Аркаим». Сейчас идет активная работа над этим проектом, декорации делает главный художник екатеринбургской музкомедии Андреев, а режиссер – Сюсанна Цирюк из Питера. Спектакль одноактный, примерно на 45 минут. 10 октября планируется монтировка на сцене и,ориентировочно, 28 октября – премьера.


Т.Рубежная: - Работа над спектаклем Вам интересна?


В.Карачинцев: - Это у артистов надо спрашивать. Но, в любом случае, для них это хороший опыт, начиная с хореографии и заканчивая новой для танцоров формой – спектаклем. Для ансамбля танца «Урал» - это знаковое событие.


Т.Рубежная: В каком ключе решается спектакль, на основе народного танца или свободная пластика? Я слышала, что Вы планируете спектакль выдвинуть на «Золотую маску»?


В.Карачинцев: Спектакль решается средствами свободной пластики. А что касается «Золотой маски»… Как вариант, не исключаю такой возможности, но надо увидеть конечный результат, а потом будем думать.


Т.Рубежная: - И последний вопрос. Вы говорили, что привезли из Краснодара интересный документ, который даже наш министр культуры еще не видел. Что это за документ?


В.Карачинцев: - На заседании Госсовета от 26 декабря 2006 года Президент РФ Путин В.В. дал поручение кабинету министров поддержать традиционную народную культуру страны – как залог нравственного здоровья нации - на государственном уровне. Вот читайте ( протягивает документ). «Перечень поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания Государственного совета РФ от 26 декабря 2006 года.
Рекомендую органам государственной власти субъектов РФ предусматривать в соответствующих бюджетах средства для укрепления материальной базы учреждений культуры и поддержки творческих проектов, направленных на сохранение и развитие традиционной народной культуры, оказание адресной материальной помощи ветеранам творческих профессий и мастерам традиционной народной культуры. Ответственные: …..Латышев П.М.» Вопрос теперь в том, насколько исполнительными будут власти в поручении президента. Законов у нас в России много принимается, по-настоящему работающих мало. Посмотрим.


Т.Рубежная: - Все же лед тронулся и есть надежда, что когда-нибудь Россия возродит свое былое величие. Но терзают меня смутные предчувствия, что я этого уже не увижу. В любом случае, спасибо за то, что нашли время для беседы. Будем надеяться на лучшее.

Контакт: artmodern@chel.surnet.ru