6 июня 2007, Автор: Таисия РУБЕЖНАЯ

Мечты или реальность?

О проблемах балетного искусства не так давно мы беседовали с главным балетмейстером, художественным руководителем ЧГАТОиБ им. Глинки Валерием Борисовичем Кокоревым. А сейчас нашим гостем стал художественный руководитель Образцовой Школы классического танца «Арабеск», заслуженный работник культуры Юрий Юрьевич Краснопевцев.

Т.Рубежная: - Юрий Юрьевич, когда была образована Ваша школа и сколько на сегодняшний день в ней учеников?


Ю.Краснопевцев: - Школа была создана в 1994 году. А уже с 1997 года мы начали сотрудничать с нашим театром оперы и балета. Тогда художественным руководителем балетной труппы был Александр Абубакирович Мунтагиров и при его активной поддержке наши дети, воспитанники школы, начали реализовывать себя в качестве танцовщиков на сцене театра в таких балетах, как «Спящая красавица», «Капелия», «Щелкунчик». Моя мечта сегодня – создание такого балета, где соотношение наших учеников и профессиональных танцоров труппы составило бы 50% на 50 %. С возможным даже исполнением небольших сольных партий нашими воспитанниками. А учеников у нас в настоящий момент 132 человека.


Т.Рубежная: Насколько жесткий конкурсный отбор детей при поступлении в Вашу школу и насколько жесткое обучение классическому танцу? Ведь почти не для кого уже не секрет, какими радикальными иногда методами пользуются педагоги хореографических училищ в достижении результата.


Ю.Краснопевцев: - Что значит жесткий? Если сравнивать с теми же хореографическими училищами, где идет жесточайший отбор на протяжении всей учебы ребенка, то у нас все гораздо демократичнее. Если ребенок и не дойдет до большой сцены, то хотя бы познакомиться с искусством балета. Случается ведь так, что, приходя к нам в школу на обучение, ни ребенок, ни его родители не представляют, что такое балет и классический танец. Опять же наш выпускник если и не состоится как балетный танцовщик, то может в будущем стать балетным критиком, дефицит которых так ощутим сейчас. Или обозревателем в области классического танца. В любом случае польза очевидна. А что касается жесткой школы классического танца в России…
Недавно я посмотрел фильм о Сахаровой, педагоге Пермского хореографического училища, известной на всю страну своими жестокими методами воспитания. Я был в ужасе от того, что я там увидел и услышал. Но потом подумал, что ее ученица вряд ли бы стала звездой, а она стала звездой, если бы Сахарова не применяла такие методы. Значит, в чем-то они оправданы. Это как в спорте – хочешь добиться высоких результатов, иди через пот и кровь. Отчасти может и поэтому тоже русская школа классического танца продолжает оставаться самой сильной в мире.


Т.Рубежная: Раз уж зашел разговор о хореографическом училище. Я знаю, что Вас прочили на место директора будущего хореографического училища в Челябинске, но потом вопрос строительства отдельного здания для училища как-то затормозился.


Ю.Краснопевцев: Вы затронули мою больную тему. Хореографическое училище в Челябинске – это мечта многих лет моей жизни. В свое время при поддержке заинтересованных людей я очень долго и трудно занимался пробиванием этой идеи. Было снято четыре фильма о школе «Арабеск». Мы побывали на приеме у всех, кого только можно, за исключением губернатора области Сумина П.И. Были у министра культуры области Макарова Владимира Николаевича, долго общались, но разговор свелся к тому, чтобы сделать хореографическое училище на базе нашей школы. Я бы рад, да здание вмещает только сто пятьдесят человек, а для нормального функционирования училища нужно, чтобы здание вмещало триста человек. «Давайте начнем со ста пятидесяти», - ответили мне, закрыв этим тему еще на несколько лет. Опять же кто будет финансировать училище? Одним словом, помещения нет, финансирования нет, ничего нет. И никто ничего делать не хочет. Очень часто в министерстве культуры приводят такой аргумент, что деньги в учеников будут вложены, а они разъедутся по окончанию в Москву или Петербург. Я могу сказать, что выпускники московского и питерского хореографических училищ не больно-то стремятся остаться в Москве или Петербурге. Они стараются уехать заграницу. Но это не аргумент для того, чтобы училище не открывать. Так уж устроен человек – всегда думает, что где-то лучше. Одна из моих выпускниц, Кудрявцева Карина, окончив пермское хореографическое училище, уехала затем на учебу и работу в Германию, в Штутгарт. Другой мой выпускник, Кузнецов Юрий был приглашен на работу в Дрезденскую оперу в той же Германии. Но тогда ему было всего 16 лет. Сейчас у него кончается контракт в Сеуле, в Корее, и тогда уж он отправится в Дрезден. Сейчас многие артисты балета стараются уехать заграницу. И осуждать их трудно. Как можно жить на зарплату в три тысячи рублей? Без квартиры и надежды на то, что когда-нибудь они ее получат?


Т.Рубежная: - Если доверять прессе, то прима – балерины Большого и Мариинского театров получают за выход в спектакле в среднем две тысячи долларов, если не больше.


Ю.Краснопевцев: - Может быть, не знаю. Но в нашем театре ситуация другая. Во всем мире танцовщики балетной труппы получают достойную зарплату, покупают машины, квартиры, дома, пусть даже в кредит где-то. Но наши танцоры даже кредит не смогут выплачивать. Мой сын, спортсмен, был на соревнованиях в Греции, где экскурсовод повез их в один из самых роскошных столичных районов. Они были поражены комфортом и красотою этих районов. Думаете, кто там живет? Наряду с бизнес – элитой врачи, профессура, люди культуры и искусства. А что в России? Вместе с перестройкой мы, люди искусства, утратили свой статус элиты, хотя при Советском Союзе это было так. Пусть жили мы не особо богато, но все же статус элиты имели. А сейчас мы – никто. У дворника, уборщицы и артиста балета зарплата одинаковая. Поэтому как я могу осуждать танцовщиков, которые бегут на запад зарабатывать деньги, чтобы покупать себе здесь квартиры и как-то жить? Допускаю, что в столичных балетных театрах зарплаты вполне приемлемые, но в остальных театрах России оставляют желать лучшего.


Т.Рубежная: Я задавала этот вопрос Валерию Борисовичу Кокореву, задам и Вам. Как вы считаете, с развитием коммерческих отношений в обществе уровень исполнения классического танца упал или вырос?


Ю.Краснопевцев: - Не думаю, что упал. По крайней мере, появление в образовательной программе хореографических училищ такого предмета как современный танец, говорит скорее о расширении исполнительских возможностей танцоров, а значит и о повышении качества танца. Но печален тот факт, повторюсь, что выпускники училищ приезжают в театр, нарабатывают опыт, технику, репертуар, крепнут и уезжают в другие театры, часто западные.


Т.Рубежная: - Известный деятель культуры и искусства, хореограф Игорь Моисеев в одном из своих интервью говорил, что талант в России в настоящее время не востребован, не имеет достойной материальной поддержки и поддержки вообще, соответственно, не развивается. Современные танцоры думают о деньгах сейчас больше, чем об искусстве, что неизбежно, по его мнению, ведет к падению уровня танца.


Ю.Краснопевцев: - Могу согласиться лишь частично с уважаемым мной Игорем Моисеевым. Если уровень где-то и падает, то я связываю это со вседоступностью балетного искусства и балетного театра для непрофессиональных людей. Если раньше, чтобы попасть в балетную труппу театра нужно было, как минимум, быть выпускником хореографического училища, то сейчас этого не требуется, это совсем необязательно. Опять же, в настоящее время можно поступить в хореографическое училище на коммерческой основе. Проще говоря, заплатить деньги и учиться, тогда как в другой ситуации ребенка могли и не принять в училище, исходя из его данных. А про деньги я уже говорил. Да, нужно платить достойную зарплату, заинтересовывать танцовщиков. Но ведь искусство держится не только на деньгах, но и на культуре.


Т.Рубежная: - Вы имеете ввиду общую культуру?


Ю.Краснопевцев: - И общую, и культуру исполнения классического танца. Она ведь сейчас у молодых танцоров не на самом высоком уровне. Я, например, все равно не могу внутренне понять и принять, когда молодые танцоры переезжают из одного театра в другой, потому что воспитан я в другой культуре и подобный поступок в наше время расценивался как предательство. Столько людей вкладывает в танцора свои усилия, энергию, душу, а он в ответственный момент может все бросить и уехать в другой театр, потому что там зарплата выше. Подумайте, как сложно вживаться в труппу, когда выпускник училища приезжает на работу в театр. На процесс вживания может уйти несколько лет, в среднем пять – шесть. И какой смысл потом менять труппу? Но современные танцовщики думают иначе. Они хотят денег, престижа, работы за границей. А о тех, кто их сделал и не вспоминают. Вот это и есть уровень культуры. Таковы современные тенденции.


Т.Рубежная: - Но бывают и другие ситуации. Когда танцовщик отдает всю жизнь служению в театре и чем театр платить ему за это? Выбрасывает на улицу.


Ю.Краснопевцев: - Да, я знают такой случай в нашем театре. Эту балерину я знал еще молоденькой девочкой, когда она пришла к нам в театр. Она танцевала все сольные партии, посвятила всю себя театру, отказалась от семьи, от рождения ребенка. И вот сейчас она на пенсии. Без жилья, без денег, без близких и родственников. И что ее ждет, когда она закончит свою работу в театре? Она окажется на улице. Общежитие, в котором она сейчас живет, нужно будет освободить. Ну, неужели руководство театра не может найти двенадцати квадратных метров жилья с небольшой кухонькой для этой одинокой женщины, чтобы у человека была своя квартира? Это тоже есть выпад из высокой культуры. Выпад и отсутствие культуры у людей, которые эту культуру вроде как должны воспитывать у населения. Эта балерина не предала свой театр, но театр ее предал. Очень стыдно в такие моменты бывает за тех, кто должны и могут решить этот вопрос, но не хотят.


Т.Рубежная: - Может быть, с увеличением государственной поддержки культуры все изменится?


Ю.Краснопевцев: Программа нашего президента Путина по поддержке и развитию культуры выйдет только в следующем году, тогда как, на мой взгляд, начинать нужно было именно с культуры.


Т.Рубежная: - Конечно. Культура – это самосознание нации, это понимание важности многих вещей, это рост экономики, когда люди руководствуются не только частными интересами, но и интересами общества, социальными проблемами. Это степень ответственности за то, что происходит в обществе и государстве.


Ю.Краснопевцев: - Совершенно правильно. Только вопрос в том, кто получит эту поддержку от государства? Те, кто и так все имеет? А кто не имел, тот так и останется при своих интересах. Гол как сокол. Все проблемы от отсутствия культуры.


Т.Рубежная: - Может быть, поэтому дружественный Китай так много уделяет внимания вопросу сохранения и развития своей культуры, не обходя своим вниманием и новые тенденции в сфере искусства и опережая, по ходу дела, в экономическом развитии другие страны?


Ю.Краснопевцев: - Вполне может быть. Когда я был артистом балета в нашем театре, я всегда где-нибудь подрабатывал. У меня уже была семья, двое детей. Мы занимали две небольшие комнаты в общежитии и чтобы содержать свою семью, мне приходилось много работать в перерывах между репетициями. У меня было хроническое недосыпание. А сейчас у меня своя школа, она успешна. Я много тружусь и не жалуюсь. Это все есть мое воспитание и моя культура. Если в детстве взрослые говорили нам «нельзя», то это как-то обосновывалось, объяснялись причины, почему «нельзя». Сейчас же ребенку в директивной форме говорят «нельзя» и точка, без разъяснения каких-либо причин. Соответственно, ребенок действует без осмысления, не понимая, почему что-то можно, а чего-то нельзя. А это уже отсутствие культуры.


Т.Рубежная: - Вам трудно мириться с происходящим?


Ю.Краснопевцев: - Я стараюсь в своей профессии дать ребенку то, чего он не получает от родителей или общества. А с точки зрения искусства я принимаю все, что сейчас происходит в области балета, любое новаторство. Если даже что-то мне не нравится – держу свое мнение при себе. Общество сейчас другое. Всем нужны деньги и ничего тут не сделаешь. Что касается меня, то каждый раз, ложась спать, я молюсь и благодарю бога за то, что он мне дает, и никогда не жалуюсь на то, что чего-то не имею. У меня есть мечта – хореографическое училище в Челябинске. Может быть, бог специально так долго ведет меня к моей мечте, чтобы я распробовал ее вкус, чтобы мечта созрела, окрепла, обрела реальные очертания где-то внутри, и чтобы «здание» моей мечты было прочным, на века. Я верю, все же, что все это когда-нибудь сбудется, и я пройду по светлым классам училища, где будет учиться много детей одному из самых красивых видов искусства – искусству классического танца.


Т.Рубежная: - Блестящее завершение разговора. Спасибо большое, что согласились поделиться своими мыслями с нашими читателями. Мы обязательно вернемся к Вам в наших будущих беседах.

Контакт: artmodern@chel.surnet.ru