Юрист дал советы о том, как правильно разговаривать с коллекторами
Председатель коллегии адвокатов Челябинской области «Экономическая» Андрей Коршунов рассказал, как правильно вести разговор с коллекторами.Зачастую должники – это не злостные неплательщики, а люди, попавшие в сложную жизненную ситуацию, усугубляемую прессингом со стороны коллекторов, которые, по сути, не являются кредиторами. Как правильно вести беседу с сотрудниками коллекторских агентств – в блиц-интервью Полит74 с юристом Андреем Коршуновым.

Юрист Андрей Коршунов
– Конечно, прежде чем вступать в общение, нужно уточнить и выяснить для себя, кто звонит и по какому поводу. Коллекторы могли просто ошибиться номером. Насчет того, числится коллекторская организация в реестре или не числится, поинтересоваться можно, но на результат переговоров это вряд ли повлияет.
– Коллектор не является кредитором. В таком случае, упростит ли решение проблемы непосредственный диалог с организацией, выдавшей кредит?
– Возможно. Но, как правило, организация отдает задолженность коллекторам, когда иные средства диалога исчерпаны. Да и должнику необходимо понимать, чего он хочет добиться, вступая в переговоры, и чего из этого он не сможет добиться без такого диалога. Если речь идет об отсрочке или рассрочке, частичном прощении долга, то, конечно, об этом лучше говорить с кредитором. И не только говорить, но и фиксировать документально такие договоренности. Замечу, что если у должника тяжелое материальное положение, то он вполне официально может получить рассрочку исполнения решения суда, обратившись в суд, выдавший такое решение с соответствующим заявлением.
– Какая цепочка «перепродажи» долга, и какие документы сопровождают весь процесс?
– Обычно перепродажа долга оформляется договором уступки права требования (цессии). Однако уступка требований к гражданам не всегда возможна. Например, при банковском кредитовании, если в договоре не указана такая возможность.
– Какие подводные камни могут ожидать должника при разговоре с коллектором?
– Как правило, это потеря нервов и времени. Если коллектор не предлагает от имени кредитора каких-то вариантов с рассрочкой или частичным прощением задолженности, смысла тратить время на выслушивание его увещеваний нет. Конструктивные предложения коллекторов лучше рассмотреть, проконсультировавшись со своим юристом.
– Имеют ли право коллекторы приходить домой, беспокоить соседей, родственников, коллег?
– 16 июня этого года Госдума приняла в третьем, окончательном чтении законопроект, согласно которому устанавливается запрет общения сотрудников коллекторских служб с родственниками, знакомыми и близкими должников без их согласия. Нужно понимать, не смотря на их напор и крутой нрав, коллекторы никакими особыми правами не наделены и вести себя должны вежливо и корректно. Статья 14.57 КоАп РФ предусматривает за неправомерные действия при возврате задолженности административную ответственность в виде серьезного штрафа. Не редки уже и случаи привлечения зарвавшихся коллекторов к уголовной ответственности.
– Как действовать, чтобы отношения с коллекторскими организациями не выходили из правового поля?
– Тут все просто. Нужно знать свои права и вовремя реагировать путем подачи жалоб на неправомерные действия коллекторов. Пользоваться квалифицированной юридической помощью. В принципе, должник может вообще отказаться общаться с коллекторами и ему за это ничего не будет. Делается это путем направления соответствующего заявления в адрес коллектора или кредитора.
–Используют ли коллекторы какие-нибудь незаконные способы возврата долга, и как действовать в таких ситуациях?
– Арсенал незаконных способов достаточно широк от банального манипулирования до прямого физического воздействия. Однако на то они и незаконные, что при соответствующем грамотном реагировании должника коллекторам придется за них нести ответственность. И случаев таких практика знает уже достаточно много.