Виталий Тесленко: «Надежда на нацпроекты»
По традиции, в третье воскресенье июня отмечают свой профессиональный праздник медики. С какими достижениями подошла челябинская медицина к очередному рубежу? С какими проблемами приходится сегодня сталкиваться системе здравоохранения? Об этом в интервью вице-мэра по здравоохранению, начальника городского Управления Виталия Ремовича ТЕСЛЕНКО.- Какие события последнего времени можно назвать «этапными», определяющими развитие системы?
- Самыми главными событиями сегодня являются те, которые связаны с реализацией приоритетных национальных проектов. Отношение к этим проектам неоднозначно: к сожалению, о системном подходе к решению важнейших социальных проблем говорить пока рано. Однако произошло главное – изменилась система финансирования медицины, и теперь многие вопросы решаются с помощью консолидированных средств из федерального, областного и городского бюджета. За счет выделяемых средств было закуплено оборудование для хирургической, лабораторной, гинекологической, проктологической, травматологической и других служб города. Кроме этого, приобретено высокотехнологичное видео-эндоскопическое и ультразвуковое оборудование. Результатом стало снижение младенческой смертности до 6 на 1000 родившихся – показатель весьма неплохой на фоне других крупных городов России. За весь прошедший год не было ни одного случая материнской смертности.
Осуществленная в городе массовая вакцинация населения (которая также является частью национального проекта) позволила снизить заболеваемость вирусным гепатитом, краснухой, полиомиелитом, гриппом. Была проведена и ежегодная акция «Анти-клещ 2007», вакцинировано 12 тысяч учеников 1-х, 4-х и 7-х классов общеобразовательных школ.
Но переход здравоохранения на новые механизмы развития подразумевает не только техническое переоснащение. Меняются подходы: так, в прошедшем году по нашему заказу было проведено социологическое исследование. Опросившие население мегаполиса специалисты УрАГС выяснили, насколько горожане удовлетворены качеством медицинского обслуживания. Для нас, конечно, это был первый опыт, однако в развитых странах Европы показатель «удовлетворенности населения» является одним из ключевых. Так вот, по результатам опроса большинство челябинцев скорее удовлетворено состоянием системы городского здравоохранения. Исследование выявило и «болевые точки» - в частности, немало нареканий вызывают очереди в поликлиниках. Однако надо отметить, что порой масштабы этой проблемы несколько преувеличиваются: такие же ситуации можно наблюдать и в городских поликлиниках европейских стран. Но наши пациенты более лояльны – скажем, в Англии каждый десятый доктор ежегодно страдает от нападения со стороны пациентов...
- Каковы приоритетные задачи городского здравоохранения сегодня?
- Задач много, много и проблем. Если три года назад на первом месте была проблема финансирования, а на втором месте была проблема дефицита кадров, то сейчас приоритеты поменялись – изыскать средства стало легче, хотя масштабы некоторых задач требуют просто нереальных денег. Так, в городе сложилась весьма плачевная ситуация со зданиями, в которых расположены лечебно-профилактические учреждения. Многие из них были построены еще в 60-70-х, а то и в 50-х годах. Капитального ремонта в этих зданиях не было. Подсчитано, что для приведения их в приемлемый вид понадобилось бы 4 миллиарда (!) рублей – сумма, сопоставимая с бюджетом всего города. Потому мы решаем эту задачу поэтапно, с помощью средств из областного бюджета – поскольку, согласно решению губернатора Челябинской области, именно на эти цели в следующем году будут направлены дополнительные ресурсы.
В этом году запланирован ремонт в больницах № 5, 6, 8, 10. Это будет началом массового ремонта, который постепенно охватит все обветшавшие здания больниц. Там же, где ремонт уже невозможен, здания придется строить заново.
Впрочем, эта задача облегчается тем, что компании-застройщики с пониманием относятся к потребностям города и предусматривают в планах комплексной застройки микрорайонов больничные корпуса, поликлиники или офисы врачей общей практики. В 2007 году были введены в строй 3-я очередь главного корпуса МУЗ ДКБ №1, травматологический пункт МУЗ ГКБ №9. Продолжилось строительство поликлиники МУЗ ДГКБ №8, консультативно-диагностического центра для детей в Курчатовском районе, реконструкция МУЗ ГКП №5.
Кроме того, в градостроительную программу до 2009 года включено 14 объектов здравоохранения, среди которых два лечебных комплекса, включающих в себя перинатальный центр и хирургическое отделение со стационаром, два детских стационара; взрослые, детские и стоматологические поликлиники.
Конечно, мы понимаем, что сегодня город поликлиниками не обеспечен, и потому принято решение прямо в жилых кварталах открывать офисы врачей общей практики – филиалы поликлиник. Будет реализована принятая во многих странах ступенчатая система медицинской помощи – в случаях, когда врач может поставить диагноз и назначить лечение на месте, пациент остается на попечении филиала. В более сложных случаях он направляется в поликлинику, к специалистам и так далее. Две мини-поликлиники в прошлом и нынешнем году были открыты в Металлургическом районе. Буквально на прошлой неделе Глава города Михаил Юревич торжественно открыл офис на Тополиной аллее. Теперь ее жителям не придется ездить в Центральный район в первую горбольницу. Подобные пункты будут открыты также в Ленинском и Тракторозаводском районах. Если все, что мы наметили на три года, будет выполнено, ситуация с амбулаторно-поликлинической помощью в городе приблизится к оптимуму.
- А как решается проблема кадров?
- Сегодня это самый болезненный вопрос. Теперь даже при закупке новой техники для лечебно-профилактических учреждений мы прежде всего интересуемся: а есть ли у вас специалисты, которые будут на ней работать?
Конечно, благодаря принятым мерам, нам удалось улучшить положение с укомплектованностью поликлиник. Так, в марте 2006 года принята городская целевая программа «Обеспечение жильем работников бюджетной сферы». По данной программе семьи медицинских работников получили субсидии на приобретение жилья в 2007 году. В этом же году служебное жилье получили 34 медицинских работника.
Однако приток кадров сокращается. За 2007 год в систему здравоохранения города прибыло 367 врачей (в 2006 г. – 559 врачей, в 2005 г. – 461) и 694 средних медицинских работника (в 2006 г. - 1148 человек, в 2005 г. – 803 человека). Большой дефицит наблюдается в обеспечении врачами-кардиологами, окулистами, отоларингологами, лаборантами. Хирургами наш город обеспечен только на 56 процентов. Из 500 выпускников медицинской академии на работу по специальности приходят лишь 18-19 человек!
Причина очевидна – это низкая «стартовая» зарплата молодого специалиста. Она составляет порядка 3,5-4 тысяч рублей. В результате молодой медик вынужден работать на две ставки и еще брать дежурство в стационаре. Конечно, в данном случае от муниципального уровня власти мало что зависит – эту проблему нужно решать в государственном масштабе. В качестве одного из вариантов решения сегодня рассматривается вопрос о возвращении государственного распределения. Действительно, в медицинских вузах достаточно бюджетных мест, и потому обучившийся за счет государства молодой человек вполне может отработать в течение нескольких лет свой «долг». Кстати, и в западных странах любой доктор сначала должен поработать в государственной системе здравоохранения, и только потом уходит в частную практику. Там даже существует специальный термин «врачи, живущие при больнице»...
Словом, вопросов у системы здравоохранения достаточно. Однако продолжение работы приоритетных национальных проектов вселяет надежду на то, что они будут решены.