При поддержке Гранада Пресс
Автор: Вероника Денисович

Вероника Денисович: В метавселенной возможно преступление, когда в ней работает человек

В своей авторской колонке  адвокат, доцент кафедры уголовно-правовых дисциплин института права ФГБОУ ВО «Челябинский государственный университет» Вероника Денисович рассуждает о сегодняшнем цифровом мире и его влиянии на общество с точки зрения закона.
Вероника Денисович: В метавселенной возможно преступление, когда в ней работает человек
Виртуальная «экосистема» включает право собственности и другие юридически регулируемые отношения. Изображение создано нейросетью Kandinsky
Nechaeva.jpg Развитие глобальных научных проектов поспособствует росту благополучия южноуральцев Читать далее

Новая виртуальная среда позволяет не только общаться, но и работать, осуществлять совершенно любой вид деятельности, с которой знаком человек. Однако данные процессы должны быть подконтрольны закону, в том числе уголовному. В любой метавселенной возможно совершение преступления тогда, когда в ней свою деятельность осуществляет человек. Становится вполне реальным говорить, что в скором времени у человека появится не обычный профиль в сети Интернет, а собственный аватар. В цифровом пространстве люди могут прожить совершенно иную жизнь, отличную от происходящего в их реальности. Цифровой мир предлагает научиться чему-то новому, заработать криптовалюту, потратить ее на покупку виртуальной недвижимости и т. д.

photo_2023-11-16_10-39-18.jpg

Специально для Полит74 ведущей сегодняшней авторской колонки выступила Вероника Денисович, доцент кафедры уголовно-правовых дисциплин института права ФГБОУ ВО «Челябинский государственный университет». Фото из личного архива.

Как известно, активно развивать идею метавселенных для обычных пользователей сети Интернета стал Марк Цукерберг. С этого периода времени начались активные разработки технических гаджетов, программ, видеоигр, которые создают уникальные технические возможности «соединить человека» с его аватаром в игре или программе, передать мимику, жесты, эмоции. Программа позволяет улучшать возможности такого аватара за счет вложения конкретных финансовых денежных средств собственника аватара. Проблема правоприменительной практики состоит в том, чтобы разграничить понятия «метавселенная», «цифровое пространство», «Интернет», «виртуальное пространство», «киберпространство». Каждый термин имеет свое юридическое содержание и должен иметь свой механизм правового регулирования. Когда речь идет о нарушении нормы права, возникает вопрос – какой нормы, где нормативный акт, а следовательно, где и какая группа отношений требует регулирования. Специалисты в области уголовного права, в любом случае, зададут вопрос о наказании и возможности привлечения к уголовной ответственности. Но встречным вопросом будет, а как доказать, что было совершено преступление, и самое главное, а разве кому-то что-то угрожает? Виртуальная среда – это особый мир, который на сегодняшний день определен рамками сознания человека.

Именно с вопросов терминологии необходимо начинать изучать метавселенные и виртуальное пространство, а также принципов самого киберпространства: постоянства, доступности, замкнутого типа экономики, синхронности. Основная задача разработчика на сегодняшний день – не только развлечь человека, но и расширить его возможности, позволить ему выйти на новый уровень производства, жизни, мыслительной деятельности.

Суть метавселенной настолько глубока, что многие уверены в ее способности к разрешению значимого числа сложностей человеческого общества, что вызывает не мало дискуссий: снижение процента населения людей с малоподвижным образом жизни, расширение круга общения, сокращение расстояния между людьми для общения, контроль за состоянием здоровья, появление новых видов экономических отношений (блокчейн).

Человек уже сейчас учится балансировать между цифровым и физическим миром
Виртуальная «экосистема», которая формируется в метавселенных, включает право собственности и другие юридически регулируемые отношения. Отметим, что сами технологии достаточно дорогие, технические возможности многих компаний и подготовка специалистов требует все новых и новых достижений. Наблюдаются сложности в сотрудничестве продуктов IT-корпораций, неподготовленность пользователей к другим форматам взаимодействия в цифровой среде. Положительные стороны в активном времяпрепровождении в метавселенных не очевидны большинству пользователей. Однако, с каждым годом процесс заинтересовавшихся метавселенными растет.

Реальность такова, что человек уже сейчас учится балансировать между цифровым и физическим миром. Важно, чтобы метавселенная не стала ни для кого причиной потери связи с реальностью и фактическими требованиями закона. Нужно быть готовыми к тому, что инновации могут привести людей к еще большим проблемам с их нервной системой. Количество киберпреступлений и утери конфиденциальной информации многих жителей планеты будет только расти. Решение, очевидно, в данном случае – это внедрение понятия метавселенных в уголовно-правовое пространство, определение классификации совершенно новых объектов уголовно-правовой защиты в сфере цифровых технологий.

В метавселенной стираются границы. Главное — не стереть границы между дозволенным и не дозволенным поведением. Проблема идентификации аватаров также делает уязвимыми личность и личные данные для копирования, стирания и манипулирования.