В Михайловском театре образовалась стена плача
Михайловский театр посвятил оперу о расовой и религиозной нетерпимости всем евреям, павшим жертвами репрессий фашистов в годы Второй мировой войны. Премьера оперы «Иудейка» с эксклюзивным участием легендарного американского тенора Нила Шикоффа состоялась вчера в Петербурге в отреставрированном здании на площади Искусств.«Иудейка» считается ярким образцом «французской большой оперы», но молодой режиссер Арно Бернар решился внести некоторые коррективы в либретто своего соотечественника Эжена Скриба. За два века публика сильно изменилась, и «большую оперу» пришлось немного уменьшить. Раньше пять действий длились без малого 6 часов и включали обязательные сцены балета.
В новом варианте «Иудейка» идет менее 4 часов, балет изъят, но самое главное новшество – перенос действия из средневекового городка в тоталитарное государство с прозрачным намеком на фашистскую Германию.
«Я мог бы оставить действие в 1414 году в провинции Франции, как и было в оригинальной опере, но тогда я рассказал бы современнику о далеком, неизвестном ему эпизоде истории, и моя постановка была бы рядовой оперой, которая не задела бы зрителя», - объяснил Бернар.
Теперь роковой любовный треугольник помещен в бесчеловечные условия кровавого режима, а ювелир Элеазар в исполнении Нила Шикоффа и его воспитанница Рахиль в финале отправляются не на костер инквизиции, а в газовую камеру.
«Мы приблизили трагедию Элеазара и Рахили к тем реалиям, которые близки ныне живущим поколениям. Практически каждый может соотнести происходящее на сцене с историей своей семьи или близких, и в каждом сердце это отзовется болью и сочувствием», - заявил генеральный директор Михайловского театра Владимир Кехман.
В 1835 году специально для парижской премьеры «Иудейки» постановщики пригнали целый табун лошадей. У Бернара декорации, нарпотив, подчеркнуто скупы и оформлены преимущественно в черно-белой гамме. На сцене доминирует «стена плача», составленная из фотографий жертв этнических чисток. Символизм, злободневность и сильная личность в лице Нила Шикоффа, способная держать зал в оцепенении, - нынешняя «Иудейка» отвечает основным требованиям современной публики, особенно молодежной аудитории.
«Минимализм требует личности, которую интересно видеть и слушать. Четко прочерченная линия, утонченная графичность такой оперы понятна молодому поколению. Это такая «компьютерная» лаконичность, находящая отклик у современной молодежи», - говорит российская оперная дива Любовь Казарновская.