При поддержке Гранада Пресс
Автор: Наталья Окорокова

Символами Дня народного единства для детей могут стать Иван Сусанин и Крым

Грядущий праздник, получивший название День народного единства, до сих пор не обрел своих традиционных ритуалов.
Символами Дня народного единства для детей могут стать Иван Сусанин и Крым
Фото Олега Каргаполова (Вечерний Челябинск)

Фото Олега Каргаполова (Вечерний Челябинск)

Возможно, именно поэтому не все жители страны понимают его смысл. Кто-то убежден, что выходной день 4 ноября учрежден искусственно, чтобы заменить привычный всем «красный день календаря». Другие видят в этом празднике глубокие исторические и религиозные корни.

Традиции и ритуалы праздников закладываются с детства, поэтому в первую очередь с вопросами о символике Дня народного единства имеет смысл обращаться к системе образования.

Насколько глубоко современные дети, молодежь понимают смысл Дня народного единства? Существует ли необходимость уделять ему больше внимания в школах? Какие акценты необходимо расставить, что именно из символов праздника может быть более близко и понятно детям, подросткам? Какие традиции можно было бы создать или развить внутри системы образования?

На вопросы агентства Полит74 ответили представитель педагогического вуза и депутат Госдумы.

Евгений Жоров, кандидат исторических наук, проректор по воспитательной работе и социальной политике Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета:

 - Полагаю, что смысл праздника молодежи и всем гражданам России достаточно понятен – народное единство в многонациональной стране необходимо формировать и сохранять.

Жоров Е.А._3.JPG

Евгений Анатольевич Жоров, фото предоставлено пресс-службой педагогического университета

Другое дело, что повод, связанный с событиями начала XVII века, не может быть актуальным без специальных усилий со стороны государства, проводящего историческую политику, и системы образования. В связи с этим и в детских садах, и в школах необходимо уделять пристальное внимание истории этого праздника. Даже в советской системе образования событиям смутного времени и их интерпретации уделялось больше внимания чем сейчас. Необходимо подчеркивать многонациональный и всесословный состав Второго народного ополчения под предводительством К. Минина и Д. Пожарского. Важной особенностью – символом является тот факт, что ополчение действовало само по себе и собиралось вокруг патриотической освободительной идеи, а не конкретного лица, наделённого властью.

3456.jpg Южноуральские эксперты обсудили значение «Дня народного единства» для российского общества Читать далее

Отдельным символом героизма и освободительной борьбы может оставаться и Иван Сусанин (его фигура действительно очень символична и может быть многогранно освещена и через историю, и через литературу, и через музыку и изобразительное искусство). Если не приближать и не актуализировать события Смуты, то этот праздник уже никогда не обретет связи между его историей и современностью. Хотя повторюсь – сама идея единства, конечно, ясна.

У старого варианта ноябрьского праздника - годовщины Октябрьской революции -было много символов: транспаранты, портреты вождей, красные гвоздики. Большинство из них утратили свою актуальность. Однако, на их место сегодня могут прийти символы новой России, в первую очередь – триколор. Символика российского флага лучше всего подходит именно к смыслам Дня народного единства (мир, вера и верность, кровь, пролитая за Отечество).

Нелишним мог бы стать какой-то символ, к согласию вокруг которого пришли бы представители всех традиционных российских конфессий.Для верующих людей это придало бы сакральный характер празднику. Для детей и светской молодежи необходимо создавать специальный контент. Наше поколение учило стихи Маршака: «Видишь, музыка идет там, где шли трамваи. Весь народ - и млад, и стар - Празднует свободу. И летит мой красный шар прямо к небосводу!». Для самых маленьких россиян очень важны такие средства воспитания, как детские стихи, посвященные народному единению. Для тех же, кто постарше – нужны, конечно, более серьезные формы вовлечения, возможно, ритуалы гражданской инициации, телевизионные игры, документальные и художественные видеопроекты. В нашем вузе прообраз такой воспитательной платформы для школьников и молодежи существует уже более 20 лет – игра «Русский мир».

photo_2022-10-12_13-54-23 (2).jpg

Депутат Госдумы РФ Яна Лантратова, фото Юлии Боровиковой (Вечерний Челябинск)

Своим мнением по этому вопросу с агентством Полит74 также поделилась депутат Госдумы РФ от Челябинской области Яна Лантратова. Она считает, что донести суть праздника до детей можно с помощью событий современной истории. Примером может быть воссоединение Крыма с Россией.

- 4 ноября вся Россия отмечает День народного единства. Несмотря на то, что эту дату объявили праздничным и выходным днем еще в 2005 году, не все понимают ее значение для истории и граждан. Сталкиваюсь периодически с тем, что смысл праздника, порой, не понимают не только дети, но и некоторые взрослые. Знать суть праздника очень важно.

Донести суть праздника до детей можно с помощью современных событий, например, воссоединения Крыма с Россией

Возможно, просто должно пройти какое-то время, чтобы День народного единства стал не просто красным днём календаря, а праздником, который откликается у людей. В любом случае событиям XVII века надо уделять больше внимания в школьной программе.

Кроме того, важно объяснять идеологию праздника отдельно. Продолжать просветительскую работу в этом направлении. В первую очередь с подрастающим поколением. Рассказывать о смысле этого праздника, историческом подтексте. Доносить этот смысл через актуальные примеры народного единства. Например, понятное и хорошо воспринятое обществом воссоединение с Крымом.

Важность праздника в настоящее время, сводится к единству людей разных религий, происхождения и статуса для достижения общей цели — стабильного гражданского мира, а также уважению к патриотизму и мужеству, которое было проявлено освободителями Москвы, - говорит Яна Лантратова.