Сергей Борисов: Быть счастливым – это большое искусство, которое требует умения и совершенствования
Ресентимент как социальное явление или Скажи мне, кто твой «враг», и я скажу кто ты. Об этом в своей авторской колонке на Полит74 рассуждает Сергей Борисов, доктор философских наук, профессор, директор научно-образовательного центра практической и прикладной философии ЮУрГУ.
Фото Людмилы Ковалевой (Южноуральская панорама)
Фото Людмилы Ковалевой (Южноуральская панорама)
Ресентимент, как известно, это чувство враждебности к тому, кого считаешь причиной своих собственных неудач, это бессильная зависть, тягостное сознание тщетности попыток повысить свой статус в жизни или в обществе. Чувство слабости или неполноценности формирует образ «врага», чтобы избавиться от вины за собственные неудачи. Знакомая ситуация?
Специально для «Полит74». Ведущим сегодняшней авторской колонки выступил Сергей Борисов, доктор философских наук, профессор, директор научно-образовательного центра практической и прикладной философии ЮУрГУ.
Согласно Фридриху Ницше, который первым ввел это понятие в философию, ресентимент – это не только отрицание, он может быть источником творчества, но «творчества наоборот», порождения анти-ценностей. Нет «внешнему», «иному», «несобственному»: это «Нет» и оказывается творческим деянием. Например, нас что-то не устраивает, а именно, мы вдруг начали замечать, что на соседнем лугу трава всегда зеленее, чем на нашем. Казалось бы, из этого искаженного (а может и правильного) видения возможны только два разумных практических вывода: либо поработай над собой, проще говоря, не завидуй, либо поработай с собственным лугом, лучше возделывай его. В первом случае, это забота о себе, о своей душе, а во втором случае, это забота о том, что тебе принадлежит, о твоей собственности, среде обитания. Но ресентимент изобретает третий вывод: у тебя все плохо, потому что там все хорошо, следовательно, чем лучше будет там, тем хуже будет у тебя. Поэтому я могу вообще ничего не делать ни с собой, ни со своей собственностью, мне достаточно просто реагировать на то, что происходит «вовне». Ресентимент – это всегда реакция.
Как известно, Ницше употреблял это понятие в контексте двух моралей: морали господ и морали рабов. Это можно понимать как буквально, так и символически. Каждый из нас может выбирать является ли он господином самому себе (своим мыслям и чувствам) или он раб своих аффектов. Каждый из нас может либо утверждать себя в своих поступках и изнутри творить ценности, либо ориентироваться не на себя, а на другого, подчиняться или подлаживаться под другого и находить самореализацию в отрицании. Поэтому мы можем быть либо инициативны, либо реактивны.
Чтобы быть господином самому себе нужно уметь возвыситься над своими страстями и аффектами. Для этого нужно иметь уважение к себе, но не за счет унижения другого или выискивания его недостатков, а за счет своих собственных достоинств
Чтобы быть господином самому себе нужно уметь возвыситься над своими страстями и аффектами. Для этого нужно иметь уважение к себе, но не за счет унижения другого или выискивания его недостатков, а за счет своих собственных достоинств. Не пороки другого сделают тебя счастливым, а только твои собственные добродетели. А быть счастливым – это большое искусство, которое требует умения и совершенствования. В то время как благородный человек полон доверия и открытости по отношению к себе, человек ресентимента лишен всякой откровенности, наивности, честности и прямоты. «Его душа и ум любят укрытия, лазейки и задние двери; все скрытое есть его мир, его безопасность, его услада». Человек ресентимента в силу своего злопамятства и скрытности считает себя гораздо умнее благородного человека: ведь тот-то забыл, простил, а я все помню; ведь тот-то открыт, на виду у всех, а я сижу в засаде… Но только благородный человек может совершить самый великий из всех моральных подвигов – «любить врагов своих», потому что его уважение к себе не даст ему унизиться до мести. Представьте же теперь себе «врага», каким измышляет его человек ресентимента, – это будет самый мерзкий и злой «враг» из всех возможных, потому что это будет самая точная проекция его самого.