Сергей Борисов: Быть счастливым – это большое искусство, которое требует умения и совершенствования

Ресентимент как социальное явление или Скажи мне, кто твой «враг», и я скажу кто ты. Об этом в своей авторской колонке на Полит74 рассуждает Сергей Борисов, доктор философских наук, профессор, директор научно-образовательного центра практической и прикладной философии ЮУрГУ.
Сергей Борисов: Быть счастливым – это большое искусство, которое требует умения и совершенствования
Фото Людмилы Ковалевой (Южноуральская панорама)

Фото Людмилы Ковалевой (Южноуральская панорама)

da19c072_2e23_4939_8ee4_2816be740a69.jpg Александра Егорова: Развенчиваем стереотипы о социальной работе Читать далее

Ресентимент, как известно, это чувство враждебности к тому, кого считаешь причиной своих собственных неудач, это бессильная зависть, тягостное сознание тщетности попыток повысить свой статус в жизни или в обществе. Чувство слабости или неполноценности формирует образ «врага», чтобы избавиться от вины за собственные неудачи. Знакомая ситуация?

2_5285169712580269298.jpg

Специально для «Полит74». Ведущим сегодняшней авторской колонки выступил Сергей Борисов, доктор философских наук, профессор, директор научно-образовательного центра практической и прикладной философии ЮУрГУ.

Согласно Фридриху Ницше, который первым ввел это понятие в философию, ресентимент – это не только отрицание, он может быть источником творчества, но «творчества наоборот», порождения анти-ценностей. Нет «внешнему», «иному», «несобственному»: это «Нет» и оказывается творческим деянием. Например, нас что-то не устраивает, а именно, мы вдруг начали замечать, что на соседнем лугу трава всегда зеленее, чем на нашем. Казалось бы, из этого искаженного (а может и правильного) видения возможны только два разумных практических вывода: либо поработай над собой, проще говоря, не завидуй, либо поработай с собственным лугом, лучше возделывай его. В первом случае, это забота о себе, о своей душе, а во втором случае, это забота о том, что тебе принадлежит, о твоей собственности, среде обитания. Но ресентимент изобретает третий вывод: у тебя все плохо, потому что там все хорошо, следовательно, чем лучше будет там, тем хуже будет у тебя. Поэтому я могу вообще ничего не делать ни с собой, ни со своей собственностью, мне достаточно просто реагировать на то, что происходит «вовне». Ресентимент – это всегда реакция.

Как известно, Ницше употреблял это понятие в контексте двух моралей: морали господ и морали рабов. Это можно понимать как буквально, так и символически. Каждый из нас может выбирать является ли он господином самому себе (своим мыслям и чувствам) или он раб своих аффектов. Каждый из нас может либо утверждать себя в своих поступках и изнутри творить ценности, либо ориентироваться не на себя, а на другого, подчиняться или подлаживаться под другого и находить самореализацию в отрицании. Поэтому мы можем быть либо инициативны, либо реактивны.

Чтобы быть господином самому себе нужно уметь возвыситься над своими страстями и аффектами. Для этого нужно иметь уважение к себе, но не за счет унижения другого или выискивания его недостатков, а за счет своих собственных достоинств
Чтобы быть господином самому себе нужно уметь возвыситься над своими страстями и аффектами. Для этого нужно иметь уважение к себе, но не за счет унижения другого или выискивания его недостатков, а за счет своих собственных достоинств. Не пороки другого сделают тебя счастливым, а только твои собственные добродетели. А быть счастливым – это большое искусство, которое требует умения и совершенствования. В то время как благородный человек полон доверия и открытости по отношению к себе, человек ресентимента лишен всякой откровенности, наивности, честности и прямоты. «Его душа и ум любят укрытия, лазейки и задние двери; все скрытое есть его мир, его безопасность, его услада». Человек ресентимента в силу своего злопамятства и скрытности считает себя гораздо умнее благородного человека: ведь тот-то забыл, простил, а я все помню; ведь тот-то открыт, на виду у всех, а я сижу в засаде… Но только благородный человек может совершить самый великий из всех моральных подвигов – «любить врагов своих», потому что его уважение к себе не даст ему унизиться до мести. Представьте же теперь себе «врага», каким измышляет его человек ресентимента, – это будет самый мерзкий и злой «враг» из всех возможных, потому что это будет самая точная проекция его самого.