При поддержке Гранада Пресс
Автор: Юлия Мухина

Роман Санников: Зимой инвалиду гулять почти невозможно, а переезд – как пожар

В ближайшее время в Челябинске продолжится строительство трамвайных платформ, удобных для маломобильных граждан. Насколько город адаптирован для таких людей на сегодняшний день, агентству Полит74 рассказал Роман Санников, член экспертного совета по доступной среде и правам инвалидов при уполномоченном по правам человека Челябинской области.
Роман Санников: Зимой инвалиду гулять почти невозможно, а переезд – как пожар

Современные челябинские автобусы учитывают интересы маломобильных граждан. Фото Людмилы Ковалевой (Южноуральская панорама)

Роман Санников передвигается по городу в инвалидной коляске, и знаком с проблемой лично. В прошлом году для южноуральской столицы был разработан новый стандарт с характеристиками современных трамвайных остановок, и построено 13 платформ. Конкретно эти платформы Роман пока лично не видел, однако в целом отмечает, что, будучи координатором инициативной группы инвалидов, получает много обращений по поводу необходимости адаптировать транспортную инфраструктуру под нужды маломобильных граждан. 

- Как обстоят дела с инфраструктурой других видов транспорта на данный момент? 

- По городскому транспорту у меня больше опыта с автобусами. Была проведена большая работа и в городе их стало больше. Нередко нам приходилось сидеть на остановках почти час, даже зимой. И сейчас, конечно, очень здорово стало. Есть некоторые минусы: подъезд к самой остановке бывает перекрыт. Такси, например, стоят, не дают подъехать, маршрутки тоже. Но водители автобусов к нам очень хорошо относятся. Они, возможно, нарушая правила, возвращаются и встают ближе. Ругаются с таксистами. За нас борются, они молодцы. На откидной пандус, который находится в автобусе и откидывается к остановке, водитель сам иногда предлагает помочь заехать. Трамваи в плане инфраструктуры, конечно, опережают автобусы и будут опережать. Потому что уровень с платформы сразу нулевой. Единственное, что еще вижу, нужны поручни. И прикрепленная организация для обслуживания остановочного комплекса. Это посыпка или очистка пандусов и платформ, на которые мы заезжаем и ожидаем транспорт. 

viber_2022-02-21_15-55-34-882.jpg

Роман Санников, фото из личного архива

- Как вы перемещаетесь по городу? 

- У нас работает социальная служба такси. Звонишь диспетчеру, объясняешь, куда ты должен ехать. Они приезжают вместе с сопровождающим. Если где-то нужно помочь спуститься, они помогают и довозят до места. Такси доставляет до социальных объектов: медицинских организаций, паспортных служб, МФЦ, закрепленных в Положении о социальном такси. С этим проблем нет: заранее заказываешь машину, диспетчер несколько раз перезванивает, подтверждает, что поездка в силе, и спокойно посещаешь нужное учреждение. 

Дается больше 70 поездок в год. И даже если у вас закончились поездки, они всё равно будут возить. Хорошая служба. Я не тратил такое количество поездок, даже когда активно работал. Но это во многом связано с ограничением: такси не повезет никуда с развлекательной целью или по магазинам. Для доставки продуктов есть социальные службы. 

- Как быть в ситуации, когда нужно выйти просто погулять? И как быть зимой? 

- Вы затронули больную тему. Что можно сказать о самостоятельном выходе из дома? Могут быть препятствия в виде ненормативного пандуса, если он вообще есть. А если есть, то он всегда ненормативный, потому что других каких-то платформ у нас не ставят. Далее доступность самого подъезда. Так называемой входной группы. Можно ли спуститься с бордюра, их доступность, заниженные ли они? 

Например, мои походы до арены «Трактор». Я живу напротив ЧелГУ. Года два назад мне было легче ехать по проезжей части, что, конечно, запрещено. Во-первых, у меня коляска не оснащена световыми приборами, чтобы быть полноправным участником дорожного движения. Во-вторых, можно подцепить люк или еще что-то. Должны быть выделенные дорожки, тротуары, а на тротуарах не всегда заниженный бордюр или они вообще целые. 

В прошлом году я, как эксперт, поехал в сторону торгового центра по братьев Кашириных, и многое заметил. Строители, которые ремонтируют дороги, это всё прекрасно понимают и осознают. Но если у них изначально в проектах и сметах не заложен низкий бордюр, они его делать не будут. Поэтому мы едем-едем-едем, наткнулись на препятствие, возвращаемся на проезжую часть и двигаемся против движения на свой страх и риск. Водители редко видят нас на дорогах и очень пугаются, но нам ничего не остается, чтобы добраться из точки А в точку Б. 

Дорожные работы_фото Каргаполова (14).jpg

Дорожники формируют бордюры в соответствии с техзаданием. Фото Олега Каргаполова (Вечерний Челябинск)

Зимой и такой возможности нет. Подышать воздухом, даже никуда не выезжая, просто постоять у подъезда, было бы здорово. Но так как у меня ненормативный пандус, о котором я неоднократно писал, вопрос решается. Многие ребята переезжают в другие квартиры, где нулевой уровень лифта. Где-то администрация помогает переехать. Другие живут на третьих этажах хрущевок, съезжать не хотят или не могут. Переезд - это как пожар для маломобильных людей. Поэтому ждут от города помощи. 

Мы обратились за комментарием в пресс-службу городской администрации, чтобы выяснить - что делается для улучшения доступности городской среды для маломобильных граждан. 

- На сегодняшний день, действительно, есть и пробелы в законодательстве. И что, наверное, важнее, отсутствие технической возможности установки подъемников в жилых домах. Особенно если мы говорим о старом жилом фонде. Новые дома уже больше десяти лет сдаются с «нулевой отметкой», там подобных проблем не возникает. Но мы всем стараемся помочь. К примеру, муниципалитетом закуплены специальные мобильные подъемники, которые выдаются в прокат на год маломобильным гражданам с последующей пролонгацией. Они как раз подходят тем гражданам, где нет технической возможности установить пандус. 

Сегодня на федеральном уровне нет программы по переселению маломобильных граждан из жилья, которое непригодно для их проживания. Предложения по этому поводу направляются, но пока решение не принято. 

В целом уделяется большое внимание доступности городской среды. Уже два года при проведении дорожных ремонтов обязательным условием является занижение бордюра практически в «ноль» в местах пешеходного трафика, - отметили в мэрии.

Партнерские СМИ

url_rsshttps://cheltoday.ru/yandex/
url_rsshttps://cheltoday.ru/yandex/
url_rsshttps://kr-gazeta.ru/rss_articles/
url_rsshttps://kr-gazeta.ru/rss_articles/
url_rsshttp://vecherka.su/news.xml
url_rsshttp://vecherka.su/news.xml
url_rsshttps://www.gubernia74.ru/rss/
url_rsshttps://www.gubernia74.ru/rss/