При поддержке Гранада Пресс
Автор: Анастасия Хивинцева

Родители особых челябинских детей озвучили свою главную мечту

У родителей особых детей, проживающих в Челябинской области, свои мечты, но одна их все-таки объединяет. Они хотят, чтобы в регионе было открыто как можно больше ресурсных классов.  

Родители особых челябинских детей озвучили свою главную мечту
О том, почему это важно и нужно, рассказала председатель Челябинской областной общественной организации помощи детям «Открытое сердце» Елизавета Кириллова. 

Фильм поможет избавиться от страхов


Организация сняла фильм о работе первого в регионе ресурсного класса для особых детей, который в прошлом году был открыт на базе челябинской общеобразовательной школы №109. Съемки велись на протяжении всего времени, что реализуется проект, при поддержке фонда президентских грантов.

- Идея снять фильм родилась неслучайно. Многие считают, что если в семье нет особого ребенка, то тема обучения детей-инвалидов их мало касается. И не задумываются, что за такими ребятами стоят родители, которым бы очень хотелось выйти на работу, но они не могут этого сделать, так как ребенок не ходит в детский сад и школу, кто-то из близких его должен сопровождать, а для этого, чаще всего, нужно полностью уходить с работы. Получается, что вместе с ребенком, который ограничен в выходе в социум, ограничены и взрослые. Это, безусловно, сказывается на качестве жизни всей семьи, - рассуждает собеседница сайта.

Тема инклюзивного образования касается широкого круга лиц. Несмотря на то, что в стране давно ведутся разговоры о том, что возможности для детей, чьи возможности тем или иным образом ограничены, не должны быть выключены из образовательной среды, в обществе до сих пор существует большое количество сомнений и опасений о том, насколько эффективно могут учиться рядом дети с разными возможностями здоровья. Создатели фильма постарались ответить на самые распространенные вопросы по этой теме.

Например, они попытались разъяснить зрителям, что за каждым особым ребенком закреплен тьютор, и учитель поэтому может уделить достаточно внимания всем детям, а если особому ученику нужно больше времени, ему поможет персональный сопровождающий. Задача учителя в таком случае больше в том, чтобы создать доброжелательную обстановку в классе.

Также фильм развеял сомнения руководителей образовательных учреждений, которые опасаются возрастающей нагрузки на педагогический коллектив, возрастающей финансовой ответственности. Дело в том, что директоров школ беспокоит вопрос, как обеспечить дополнительное финансирование на вырастающий штат сотрудников школы, как укомплектовать школу ставками тьюторов, логопедов и психологов, которые должны быть закреплены за детьми с особыми образовательными потребностями.

- Наш проект был профинансирован министерством образования и науки региона как региональная инновационная образовательная площадка. Школы имеют полное право подать документы, чтобы получить такой статус. Благодаря этому появляется возможность вводить в штатное расписание дополнительные ставки. Кроме того, в конце января на пресс-конференции, посвященной этой теме, первый заместитель министра образования и науки Елена Коузова сообщила, что начата работа о перерасчете нормативов финансового обеспечения обучения детей в таких проектах. Если эта работа будет сделана, это позволит в корне поменять ситуацию в лучшую сторону и перейти от грантовой системы к постоянному финансированию, - поясняет Елизавета Кириллова.




Запрос есть - ресурсов нет

Инклюзивное образование немыслимо без специализированных технологий, в том числе без технологий прикладного анализа поведения.

- Если мы говорим о детях с интеллектуальными нарушениями и расстройством аутистического спектра, то на этой технологии строится все. Однако тех, кто владеет ею, в нашем регионе можно сосчитать по пальцам одной руки, - подчеркивает эксперт по вопросам инклюзивного образования.

Единственный ВУЗ на всю Россию, где учат таких специалистов, – это Московский институт психоанализа. Сейчас общественная организация в рамках проекта «К инклюзии вместе» оплачивает обучение специалистам пяти школ Челябинска, где в этом году предполагается открыть новые ресурсные классы.

Чтобы решить проблему нехватки кадров на системном уровне, в вузах необходимо открывать новые кафедры. Там будущих специалистов будут учить, как работать с поведением, в том числе и нежелательным, особых детей.

- Нежелательное поведение чаще не связано с диагнозом, это форма коммуникации. Если ребенок не может говорить, но, допустим, ему захотелось попить, он будет привлекать к себе внимание любыми доступными способами: может елозить за партой или что-то уронить. Он ведет себя так вовсе не потому, что хочет разозлить учителя, он просит о помощи, - приводит пример Елизавета Кириллова. - Если педагог не умеет правильно трактовать такое поведение, то вместо того, чтобы снизить проявления нежелательного поведения, он, например, сделает ребенку замечание. Это, безусловно, неверно.



На сегодня специализированные технологии успешно используются только в коммерческом секторе. У детей, чьи родители могут себе позволить эти дорогостоящие услуги, формируется социально приемлемое поведение. Они умеют обращаться с просьбой, у них возникают различные виды альтернативной коммуникации. Так, ребенок, который не может говорить, успешно пользуется системой обмена карточками PECS или коммуникативным планшетом.

- К нам в организацию поступает большое количество обращений от родителей. Самыми активными, пожалуй, являются семьи из Челябинска, Магнитогорска, Снежинска, Миасса и Агаповского района. Все они мечтают об одном: чтобы их дети посещали ресурсный класс. Однако мы не в силах удовлетворить их потребность, - разочарованно говорит эксперт.

Общественной организацией помощи детям «Открытое сердце» был создан прецедент. Она показала пример, как привлекаются ресурсы и происходит взаимодействие с органами власти при создании ресурсного класса. Благодаря стараниям Елизаветы Кирилловой и ее команды сегодня в регионе сразу несколько особых детей ходят в обычную школу и общаются с ровесниками. За время обучения малыши добились определенных успехов: им дали не только академические знания, но и скорректировали поведение.

- Нам просто необходим Центр инклюзивного образования, где будут работать специалисты, которые владеют знаниями в области прикладного анализа поведения, и смогут консультировать специалистов школ, как писать индивидуальные образовательные программы, учить работать с нежелательным поведением детей их родителей. Как эксперт в этой сфере, я наблюдаю, что во многих странах мира помощь специалистов по прикладному анализу поведения является частью государственной политики. Это самый эффективный путь помощи особым семьям и пора его выводить из коммерческого сектора в обязательную государственную поддержку. Особым семьям это нужно как воздух. Как мама ребенка с инвалидностью я в этом убеждена. Как организатор инклюзивной практики, уверена, это позволит решить не только проблемы в обучении детей, но и вернуть в структуру экономики их родителей. Это для государства экономически намного выгоднее, чем платить пособия детям, которые не ходят в школу и их семьям, которые не могут работать,- заключает руководитель общественной организации.

Партнерские СМИ

url_rsshttps://cheltoday.ru/yandex/
url_rsshttps://cheltoday.ru/yandex/
url_rsshttps://kr-gazeta.ru/rss_articles/
url_rsshttps://kr-gazeta.ru/rss_articles/
url_rsshttp://vecherka.su/news.xml
url_rsshttp://vecherka.su/news.xml
url_rsshttps://www.gubernia74.ru/rss/
url_rsshttps://www.gubernia74.ru/rss/