Психолог из Челябинска оценила необходимость экспертизы внешнего вида игрушек
С инициативой ввести специальную оценку детских игрушек с точки зрения их влияния на патриотическое и духовно-нравственное воспитание детей выступил депутат Госдумы РФ Виталий Милонов.
Фото Олега Каргаполова (Вечерний Челябинск)
Как сообщает RT, он обратился с письмом в несколько федеральных ведомств, где призвал проводить экспертизу детских игрушек с точки зрения их влияния на формирование у детей деструктивной идеологии и ложных ценностей. По его мнению, игрушки, особенно изготовленные за пределами России, зачастую не несут педагогических и культурных ценностей, а в отдельных случаях «искажают восприятие у детей российских духовно-нравственных ценностей, насаждают и пропагандируют чуждую культуру и способствуют асоциальному поведению».
- Нельзя допустить наличия на полках магазинов детских товаров и игрушек с изображением милитаристской и иной символики, прославляющей НАТО и иные военизированные организации, враждебные нашей стране, - уверен парламентарий.
По его мнению, к экспертизе нужно привлекать представителей государственных бюджетных учреждений в сфере образования, культуры, физической культуры и спорта, представителей профильных органов Госдумы, экспертного и бизнес-сообществ.
Детский психолог из Челябинска Евгения Третьякова в комментарии агентству Полит74 отметила, что в принципе экспертиза игрушек – идея неплохая, но конкретно на патриотическое и нравственное воспитание детей их внешний вид не оказывает никакого влияния.
- Сама по себе инициатива проводить экспертизу игрушек с целью того, чтобы они были более полезны для детей, их развития, формирования нравственных качеств – идея неплохая, посыл хороший. Но на практике реализовываться это таким способом не будет. Если посмотреть на это с точки зрения психологии ребенка, с абсолютно любой игрушкой – будь то обезличенный кубик, милейший Чебурашка, или страшный Хагги-вагги - он будет играть по-своему, в зависимости от внутреннего контекста, переживаний, среды, в который растет.

Детский психолог Евгения Третьякова, фото из личного архива
Если мы понаблюдаем, как строится детская игра, увидим, что дети используют разные предметы. Это могут быть камешки, листики, палочки, веточки – ребенок с ними разыгрывает целые сюжеты. Игрушка может быть любая, в основе будет внутреннее содержание – чем ребенок живет, о чем переживает, что его радует, что болит, что транслируется в семье. Игрушки не определяют содержание игры. Чтобы формировались нравственные ценности, полезней говорить про контент, который воспринимает ребенок – какие мультики, передачи он смотрит, что смотрят его родители. Это влияет сильнее, чем вид игрушки или игры, которая используется ребенком. Поэтому экспертиза игрушек с точки зрения их внешнего вида не самая приоритетная задача для нравственного воспитания, - объясняет эксперт.
Мы поинтересовались мнением родителей по поводу экспертизы игрушек, и основные мысли, высказанные психологом, совпали с их наблюдениями за собственными детьми.
- Мои дети в качестве игрушек всегда выбирали очень неожиданные предметы. В раннем детстве чаще всего это были не магазинные игрушки, а кастрюли, банки, швабры и уличные палки. Пластиковые монстры, плюшевые звери и наборы Лего заняли довольно небольшой промежуток их детства, затем и сын, и дочь очень быстро переключились на гаджеты и более взрослые предметы. Игра существует только в головах, ее материальное воплощение не так уж важно. Вряд ли ребенок будет более или менее патриотичным, если у кукол будут какие-то определенные формы и лица, а на игрушечных автомобилях будет какая-то конкретная символика. Экспертиза игрушек, безусловно, нужна. Но она должна состоять в первую очередь в том, чтобы оценить их безопасность для здоровья детей, надежность и качество изготовления, удобство материалов. И в этом направлении как раз к изготовителям детских игрушек очень много претензий, - уверена Варвара Трефилова, мать двоих детей.