Приватизация культуры: как пережила крах СССР танцевальная самодеятельность
Продолжаем разговор с доктором исторических наук Игорем Нарским.С падением СССР поддержка коллективов народного танца практически прекратилась со стороны государства. Как сейчас обстоят дела объясняет эксперт. Фото Людмилы Ковалевой (Южноуральская панорама).
Челябинцам рассказали, как появились «блошиные рынки» Читать далее
Эпоха кризиса
— Насколько я понимаю на спад танцевальная самодеятельность пошла ещё до распада СССР. Когда начался этот процесс?Игорь Нарский специально для Полит74 об нынешнем состоянии танцевальной самодеятельности.Фото Олега Каргаполова (Вечерний Челябинск)
— Можно ли выделить какую-то тенденцию среди самодеятельных коллективов?
— Тут нужно различать тех, кого государство поддерживало, потому что они являлись визитной карточкой, в том числе и для зарубежных стран, и всех остальных. То есть профессионалы – хор Пятницкого, ансамбль Моисеева или «Берёзка» Надеждиной – как финансировались, так и продолжали финансироваться и в 90-е. Там не было кризиса, они этот период пережили достаточно благополучно.
А вот у танцевальной самодеятельности в 90-е годы были проблемы. Поездок нет, денег нет, средства нужно искать, перебиваться случайными, разовыми вливаниями. Престиж самодеятельности падал. Многие коллективы распались. Те, что выплыли, держались на энтузиазме руководителей и рядовых участников, на желании выжить, во что бы то ни стало. Там, где хватило терпения, упорства, оптимизма, там танцевальная самодеятельность сохранилась и продолжает существовать. Если сейчас посмотреть в Челябинске смотры самодеятельности, то это десятки, десятки коллективов. Отчасти, конечно, они возникли вновь, но в большинстве случаев есть преемственность от советского времени.
Аудитория есть и будет
— А сейчас есть ли интерес к самодеятельности?— Любительство, в том числе танцевальное, всегда имеет свою аудиторию. Эта аудитория – друзья и родственники тех, кто выступает на сцене. Поэтому зал всегда будет, публика всегда будет, и эта публика всегда будет доброжелательной и благодарной. Другое дело, что сидящие перед телевизором, для которых эта материя чужая, скорее всего, переключат на что-то более развлекательное, что-то более захватывающее.
Эстетика танцевальных коллективов во многом сохраняет эстетику прошлых лет. Фото Людмилы Ковалевой (Южноуральская панорама)
В значительной степени самодеятельность сохраняется сегодня, потому что люди были на ней воспитаны в советское время. Если посмотреть концерты к различным профессиональным праздникам, то мы увидим, что, например, у силовиков много выступает самодеятельных коллективов. Это могут быть и профессионалы, например, ансамбль Моисеева, но в эстетике 30-х годов. Это по-прежнему кому-то нравится. С аудиторией есть проблемы, но она всегда есть и будет.
— И всё-таки, в завершение. Достиг ли успеха советский проект танцевальной самодеятельности?
— Да, я думаю, что он был успешным. Об этом свидетельствуют воспоминания ныне здравствующих или относительно недавно ещё здравствовавших участников самодеятельности. Они ей очень благодарны, потому что она расцветила их жизнь, сделала её праздничной. Сценическая жизнь – всегда праздник, это выпадение из будней. Дружба, первая любовь, контакты между юношами и девушками, которые на сцене и в репетиционном классе были абсолютно законными. Этот проект был успешным, люди вспоминают клуб как «второй дом», руководителя как «вторую маму» или «второго папу», коллектив как «родную семью».
В самодеятельности встретились интересы государства и людей. Они были разными, но они встретились
Этот проект был успешен и с точки зрения хореографов. В отличие от театральной самодеятельности, хореографов Большой террор почти не тронул. Хореографы-постановщики прошли достаточно успешно советский период. И они искренне считали, что свободны, поскольку границы разрешённого были очень широки. Танец, в отличие от слова – искусство настолько абстрактное, что обвинить его в антисоветчине довольно сложно. Требовать от танца, чтобы он отражал социалистическую современность, тоже довольно трудно, слишком уж условный у него язык. На танец власти смотрели снисходительно, и танец не был главным средством советской пропаганды. Он пропагандировал радостную, светлую, счастливую жизнь, а для этого достаточно мажорной музыки, улыбок танцоров и залихватского танца.
В самодеятельности встретились интересы государства и людей. Они были разными, но они встретились: стремление государства контролировать досуг и интересы участников сделать свою жизнь более насыщенной, состояться в жизни, добиться признания.
Партнерские СМИ
Челябинск Сегодня
Силовики задержали мигранта, подозреваемого в нападении на челябинца
Челябинск Сегодня
График движения электричек из Челябинска изменится на майских праздниках
Копейский рабочий
Перекрытие улиц в Копейске: как изменится движение 1 мая?
Вечерний Челябинск
Гала-концерт премии «Андрюша» в Челябинске объединил победителей разных лет
Вечерний Челябинск
Текслер предложил создать профсоюзы на всех предприятиях Челябинской области