Автор: Служба Информации

Правда о детском плаче

Дети плачут. Мало кто может выдержать детское горе. Как относиться к слезам ребенка? Является ли плач его психологической травмой? Или это манипуляция? Плач бывает разный. Есть нытье, капризы, непосредственно плачь, рев, истерика. Интенсивность и характер детского плача зависят от темперамента ребенка, его настойчивости, степени нужды, травмы, отчаяния или «запущенности» конкретной проблемы.

Почему дети плачут?

Первая причина - у ребенка пока еще недостаточно слов для выражения тех переживаний, которые его переполняют. От невозможности высказать, от несформированности словарного запаса и переполняющих его чувств, эмоций он и заливается ревом.

И мы понимаем, чем меньше ребенок, тем чаще он будет пользоваться плачем, как средством коммуникации. С взрослением, развитием эмоций, интеллекта и речи, он научится пользоваться иными средствами для достижения своих целей.

Плач детей первого года жизни нередко заменяет речь и сообщает о

  • физиологической потребности (голод, жажда, мокрый и т.п.)
  • социальной потребности (общение, желание получать внимание, играть и т.д.);
  • боли (следствие болезни, физического дискомфорта или травмы);
  • истощении эмоционального состояния (устал, хочет спать),
  • обиде (не дали запретный плод, мама не взяла на руки).

Становясь старше, ребенок начинает использовать плач, как инструмент для достижения своей цели. Он постепенно понимает, что если начать настаивать на своем с использованием этого незамысловатого инструмента, цель может быть достигнута быстрее. И здесь мы уже имеем дело с плачем - манипуляцией.

Проанализировав все вышеуказанные причины детского плача, будем помнить, что разразиться ревом ребенок может по одной причине, и в совокупности несколько из них могут дать подобную эмоциональную реакцию.

Итак, у детского плача есть несколько функций:

  • плачь как средство достижения цели;
  • плачь как способ снятия психоэмоционального напряжения;
  • плачь как призыв о помощи.

Соответственно, родители, педагоги и близкие должны различать мотив каждого конкретного детского вопля. В соответствии с этими мотивами и должна быть выбрана стратегия родительского поведения.

Плач как средство достижения цели и расширения границ дозволенного.

По мере взросления, ребенок сталкивается с ограничениями, которые накладывают взрослые. Своими реакциями взрослые показывают, разрешено ребенку это (предмет, действие, поведение) или нет.

Сталкиваясь с ограничениями, каждый нормальный ребенок будет реагировать на запрет. Чем? Скорее всего, плачем, который выступает неплохим средством для достижения цели. Дети - практики. Добиваясь своего, они могут экспериментировать с громкостью звука, интенсивностью собственного плача, текстом («вы меня не любите», «я вызову милицию», «мама, ты плохая» и т.д.), наличием публики, присутствием или отсутствием другого члена семьи, который может как-то повлиять на развитие событий. Они могут начать биться головой о стену, рвать волосы или угрожать, добираясь до нотки, взяв которую, сердце родительское дрогнет.

Они постоянно находятся в поиске эффективного средства воздействия, с помощью которого можно добиться своего и, кстати, быстро обучаются, перенимая способы нытья, стона, капризов и воплей от других детей.

И здесь нам интересна родительская позиция. Так, если мы будем ему сразу разрешать то, что запретили, лишь бы не кричал, то есть высокая степень вероятности, что у него закрепится данная модель поведения.

С помощью плача он добивается своего. И если он однажды получил желаемое при помощи плача, то в следующий раз, когда вы нечто запретите, он обязательно вспомнит свой победный опыт. А именно то, что вы ему разрешили желаемое, когда он заплакал, следовательно, есть резон добиваться своего ревом!

Мало того, после разового, и тем более многоразового родительского разрешения - отступления, в следующий раз взрослым еще сложнее будет стоять на своем. Является ли плач травмой?

В каком- то смысле, да. Безусловно, во время рева ребенок переживает стресс, и во время плача, рева, нытья, истерики мы имеем дело с микротравмой.

Ребенок сталкивается с болью (психической или физической) вследствие столкновения с каким-то явлением реальности жизни: границами, запретами, невыполненными желаниями и т.д. Это мало кому может понравиться. Но! В этом есть и польза. Плача, ребенок горюет о том, что не все явления этой жизни ему подвластны и доступны, и, оплакивая это, он становится мудрее, умнее, учится принимать мир таким, какой он есть, со своими законами, порядками и иерархией. Он становится более зрелым.

Если задуматься, большинство человеческих новообразований, как правило, происходят далеко не в радостном состоянии. И спокойно - нейтрально- созерцательное состояние тоже мало несет толчков для развития. Понятия о границах, правилах, иерархии, ограниченности ресурсов, эмоциональная, личностная и интеллектуальная зрелость, да и мудрость вообще, нелегко человеку даются. (Так, мы начинаем ценить человека, пережив расставание или получив опыт общения с другими, менее приятными людьми; знания приходят через долгие интеллектуальные упражнения - это нелегко; ощущение ценности какого-либо явления нередко возникает через лишение…).

Плача, испытывая дискомфорт, затруднения, стресс ребенок получает микротравму. Но родители могут сильно усугубить ситуацию, проявив непоследовательность, когда вдруг вновь, после запрета разрешат ребенку что-то. Ребенок уже оплакивает сужение границ, принимая их, пусть так, по-детски, а взрослые идут на попятную, не давая четкой картины мира: можно это или нельзя? И травма становится большей.

Если мы имеем дело с плачем во имя достижения своей цели, то тактика взрослого должна предполагать:

  • уверенную и однозначную (но не до фанатизма, конечно!) позицию по отношению к тому, что запрещаем;
  • о запрете должно быть сообщено твердо: мимика, пантомимика, тон голоса и содержание текста не должны допускать двусмысленности;
  • постарайтесь сохранить нейтральное состояние и отношение к происходящему: не жалейте и не гневайтесь. Можно оставить ребенка в покое, пока он не успокоится. Можно помочь ему: не выходя из нейтрального состояния успокоить его, умыть, дать воды. Но!
  • не разрешайте ребенку то, из-за чего он поднял скандал, дабы не закрепить оного поведения. Проявите последовательность. А если передумали, то проявите гуманность тогда, когда он окончательно успокоится.

Плач как способ снятия психоэмоционального напряжения. Нередко детский плач не преследует никакой цели и свидетельствует об эмоциональной перегрузке и истощении. В течение дня у ребенка, как и любого нормального человека, накапливается напряжение. И оно должно находить выход.

Один из способов снятия психоэмоционального напряжения – нытье, плачь, рев. Опытные мамы знают, что в конце дня, перед сном маленькие дети нередко начинают капризничать.

Здесь важно дать ребенку пореветь, и считать нытье как сигнал к завершению активной фазы дня и помочь ему перейти в сонное состояние.

Иная стратегия поведения родителей в ситуации, когда плач выступает как призыв о помощи. Это может быть крик о помощи и вопль отчаяния. Здесь мы имеем дело с событиями, с которыми ребенку трудно справиться в одиночку. Травма, обида, несправедливость, насилие – в этих и многие других подобных ситуациях ребенку нужна помощь. Он просит о помощи и внимании к проблеме плачем.

Что делать? Конечно, помогите ему. Обратите на него внимание: пожалейте, успокойте, вытрите слезки, погладьте, и приласкайте. Помогите решить проблемную ситуацию - в этом ваша родительская миссия. К кому, если не к вам, он может прийти за помощью? Окажите ему всяческую поддержку. Но, важно чтобы ребенок не начал пользоваться вами как постоянно действующей «службой спасения». Оказывайте внимание ребенку и просто так, вне травмирующих его душу ситуаций.

Если вы поняли, что ребенок начинает активно пользоваться вашей помощью и слишком часто к ней прибегает, решайте его проблемы и оказывайте поддержку менее эмоционально. Может, иногда надо предоставлять ему возможность решать проблемы самостоятельно?…

Партнерские СМИ

url_rsshttps://cheltoday.ru/yandex/
url_rsshttps://cheltoday.ru/yandex/
url_rsshttps://kr-gazeta.ru/rss_articles/
url_rsshttps://kr-gazeta.ru/rss_articles/
url_rsshttp://vecherka.su/news.xml
url_rsshttp://vecherka.su/news.xml
url_rsshttps://www.gubernia74.ru/rss/
url_rsshttps://www.gubernia74.ru/rss/