При поддержке Гранада Пресс
Автор: Наталья Окорокова

Почему чиновники не всегда готовы к созданию ресурсных классов для особых детей

Главная проблема – высокая стоимость подобных проектов, нехватка специалистов, и неверие в собственные силы.
Почему чиновники не всегда готовы к созданию ресурсных классов для особых детей
Фото Дмитрия Куткина (Вечерний Челябинск)

Фото Дмитрия Куткина (Вечерний Челябинск)

Об этом на программе «Большая редакция» медиахолдинга «Гранада Пресс» рассказала председатель общественной организации «Открытое сердце» Елизавета Кириллова.

- Инклюзивное образование, это возможность для детей, которые имеют те или иные ограничения, на равных учиться с обычными детьми. Но для этого нужны специальные условия. Одним из лучших форматов для детей, которые имеют синдром Дауна, расстройства аутистического спектра, или другие нарушения, является ресурсный класс. Это отдельная площадка в школе, где есть зона отдыха и специалисты, которые сопровождают детей и учат их общаться с окружающими, чтобы они чувствовали себя и развивались комфортно, - объясняет Елизавета Кириллова.

Она отметила, что проблема отсутствия возможностей для инклюзивного образования появилась давно. Долгое время родители, имеющие детей с инвалидностью, не пытались настаивать, чтобы их дети учились инклюзивно. Когда они приходили с особенным ребенком в школу, там не было специалистов, которые могли бы его сопровождать, и не было соответствующих технологий. Десять лет назад в Москве внедрили технологию, которая позволяет подготовить ребенка к выходу в обычный класс, гибко включить его в коллектив ровесников. Елизавета Кириллова отметила, что реализация такой технологии требует больших затрат. Бюджет проекта в первый год работы в школе составляет до 8-10 миллионов рублей. Эти средства необходимы для оплаты специалистов, создания условий для особых детей, например, покупки и установки сенсорного оборудования для зон, где ребята отдыхают. Большая доля этого бюджета уходит на обучение специалистов.

photo_2022-11-14_13-40-18.jpg

Елизавета Кириллова на программе "Большая редакция". Фото Людмилы Ковалевой (Южноуральская панорама)

- Я мама особенного ребенка, знаю эту историю изнутри. Нужно привлекать гранты, чтобы поддерживать школы, нужно убеждать, что эта модель работает, что она эффективна. На начальном этапе мы сталкиваемся с большим сопротивлением. Например, со стороны управлений образования. Есть опасения, что сложные дети, не справятся педагоги, будет недоброжелательное отношение со стороны родителей обычных детей. Но мы не первопроходцы: такие проекты работают уже в 40-ка регионах России. Если школа готовится к этому заблаговременно, она проводит диалог с родителями обычных детей, рассказывает, как это работает. Если у школы это первый проект, то страхов и сомнений больше, чем надежд на то, что все получится. Это большая ответственность – юридическая, финансовая. Иногда историю затягивают, дети уходят на семейную форму образования, и это не так перспективно, как если бы дети учились в обычной школе, - объясняет Елизавета Кириллова.

Общественница убеждена, что организаторам ресурсных классов не стоит опасаться, что обычные школьники не примут особых детей, будут дразнить их и обижать. Для этого с ними также проводится предварительная работа, и опыт такой у представителей организации «Открытое сердце» уже есть.

- Когда мы приходим со своим проектом в старшее звено детского сада или первый класс, дети принимают особых детей доброжелательно. Недавно мы с первоклассниками прорабатывали эту тему. Наши специалисты вместе с родителями подготовили презентацию про особенных детей. Мы ищем точки пересечения детских интересов. Ребенок может не разговаривать, не очень хорошо ходит, но если увлекается адаптивным конным спортом или катается на горных лыжах, ребят это захватывает. Показываем, что у такого ребенка есть любящие родители, братья, сестры, бабушки и дедушки – это вызывает теплый отклик, - объясняет Елизавета Кириллова.

Повод опасаться детской жестокости существует в среднем школьном звене, где учатся подростки 13-ти-14-ти лет. Если они впервые увидели ровесников с инвалидностью, для них нужен определенный диалог. Подросткам можно объяснить, что только сильный человек может поддержать слабого. У тех, кто обычно самоутверждается, обижая других, можно замкнуть круг интересов по-другому: предложить им поддержать свое лидерство помощью тем, у кого что-то не получается.

Партнерские СМИ

url_rsshttps://cheltoday.ru/yandex/
url_rsshttps://cheltoday.ru/yandex/
url_rsshttps://kr-gazeta.ru/rss_articles/
url_rsshttps://kr-gazeta.ru/rss_articles/
url_rsshttp://vecherka.su/news.xml
url_rsshttp://vecherka.su/news.xml
url_rsshttps://www.gubernia74.ru/rss/
url_rsshttps://www.gubernia74.ru/rss/