При поддержке Гранада Пресс
Автор: Екатерина Самойловских

«Не хочу учиться!»: Почему подросткам не интересны школьные занятия

Что делать взрослым — позволить дочке или сыну самостоятельно разобраться с успеваемостью и жизненными приоритетами или провести серьезную воспитательную работу — рассказывает председатель Совета родителей Челябинской области, практикующий психолог Елена Сыркина.
«Не хочу учиться!»: Почему подросткам не интересны школьные занятия
С ситуацией, когда подростки перестают считать учебу чем-то важным, сталкиваются многие родители. Фото Дмитрия Куткина ("Вечерний Челябинск")

С ситуацией, когда подростки перестают считать учебу чем-то важным, сталкиваются многие родители. Фото Дмитрия Куткина ("Вечерний Челябинск")

Познать себя важнее

— Елена Георгиевна, почему для подростков учеба теряет свою значимость?
— Ко мне часто обращаются родители, которые переживают из-за академических успехов дочерей и сыновей. Бывает так: в начальной школе ребенок хорошо учился, был послушным, все успевал, а с 6-7 класса вдруг изменился, потерял интерес к урокам.
Главная причина утраты интереса к учебе — появление новых целей. В подростковом возрасте закладывается личностный фундамент. Основная задача юношества — понять себя и других: сверстников, взрослых людей, научиться взаимодействовать с окружающими, разобраться, кто ты и для чего живешь. Это глубоко философские вопросы, ответы на которые сложно найти даже взрослым. Пройдя внутреннюю «мясорубку» подросткового возраста, человек находит свою жизненную траекторию, в том числе профессиональную. Обычно это осознание случается в 9-11 классах. Из-за непонимания естественных этапов взросления, родители могут вступить в конфликт со своими детьми, продолжая ставить учебу на первое место.
Бывают и другие причины, например, банальная скука. Восторг начальной школы проходит, начинается привыкание: одни и те же предметы, учителя. Вспомните себя, как порой на уроках ваши мысли были далеко за пределами школы.

— Не могла ли пандемия наложить отпечаток? Год был непростым для всех — и учителей, и детей, и родителей.
— Да, возможно. Еще не была отработана методика проведения школьных заданий в дистанционном формате, не хватало живого общения. За время самоизоляции дети могли просто соскучиться друг по другу, и теперь они с удовольствием наверстывают упущенное, забывая об учебе.

На равных

— Что же делать родителям?
Нет одного действенного рецепта, к каждой ситуации нужно подходить индивидуально. Однозначно, не стоит заставлять подростков учиться, излишние назидания и морализаторство могут вызвать бурный протест, ведь в подростковом возрасте дети стремятся эмоционально сепарироваться от родителей. Подросток — это практически взрослый человек, поэтому с ним нужно выстраивать диалог. Сначала попробуйте разобраться, что именно происходит с ребенком, с чем связана потеря интереса. Во время разговора родитель должен быть активным слушателем, показывать искренний интерес к тому, о чем говорит ребенок. Не нужно выстраивать беседу исключительно вокруг учебы. Вопрос «Как прошел твой день?» означает «Какие эмоции ты прожил?», а не «Какие оценки ты получил?».

— Какие приемы позволяют наладить доверительное общение?
— Это могут быть любые открытые вопросы, благодаря которым подросток узнает что-то новое про себя, активное слушание и вовлеченность. Другая полезная методика — «я-высказывание», она может пригодится в тех случаях, когда сами мамы и папы испытывают злость, раздражение. Не нужно оценивать личность ребенка и говорить: «Ты меня довел!». Лучше поделиться своими чувствами: «Я разочарован/на». Это позволит ребенку понять, что именно огорчает взрослых — не он сам, а его конкретное поведение. Также можно поделиться своим опытом, рассказать, о важности учебы в жизни родителей.

Подросток — зеркало родителей

— Как не навязать ребенку собственные идеалы и представления о жизни?
— Прежде чем вступать в диалог, родителям стоит разобраться с собой. У взрослых, как и у детей, иногда просто зашкаливают эмоции. Сделайте вдох-выдох и попробуйте ответить себе на вопрос: что за тревога и страх меня одолевают, какие мои собственные убеждения стоят за этим? Не стоит забывать, что у разных поколений разные ценности. После этого можно определиться, чего мы хотим от разговора с ребенком. Навряд ли результат будет мгновенным, общаться с ребенком, прислушиваться к нему и себе, нужно регулярно.
Подумайте, для кого — нас или ребенка — важно то, на чем мы настаиваем. Если только для взрослого, то поймайте себя на этой мысли и остановитесь.

— Какова главная цель родителей в подростковый период?
— Основная задача взрослых — поддерживать. Ребенок нарабатывает опыт «ухода» от мамы и папы за новым опытом и «возвращения», он должен знать, что дома его ждут и любят, чтобы ни происходило.
Подростковый период, как никакой другой возраст ребенка, позволяет родителям узнать о самих себе: какие они в воспитательном процессе — авторитарные, требовательные или заботливые. Начните с себя, подайте положительный пример. Несправедливо заставлять ребенка учиться по вечерам, когда вся остальная семья отдыхает. Узнавайте новое, осваивайте рецепты блюд, мастерите, читайте — наполняйте свое свободное время полезными активностями.

Пора к психологу

— В каком случае ребенку нужна профессиональная помощь?
— Если родители не понимают, что происходит с их ребенком, я бы порекомендовала взрослым сами в первую очередь обратиться к психологу. Если нет доверительных отношений и подростков насильно приводят к специалисту, уходит много времени только на то, чтобы дать возможность ребенку раскрыться. Во время консультаций у психолога мамы и папы смогут разобраться с собой и найти правильный подход к детям.
Если ребенок замкнулся, отказывается ходить в школу, общаться со сверстниками, плохо спит и кушает — это тревожные признаки. Скорее всего, в окружении подростка или внутри него самого происходит что-то нехорошее. За этим могут стоять школьные конфликты, буллинг. В этом случае родителю можно обратиться к школьному психологу, поговорить с классным руководителем, и после этого принять с ребенком совместное решение о его обращении к психологу.

— Подростки не терпят излишний контроль. Как не стать навязчивым родителем?
— Оценки можно видеть в системе «Город», но лучше направить все силы на выстраивание доверительных отношений. Если они есть, то ребенок в непростых ситуациях всегда будет обращаться за помощью к родителям и близким, либо решит проблему самостоятельно. Нужно давать подросткам чуть больше свободы действий — как бы страшно не было родителям в этот момент! — это позволит избежать многих проблем во взрослой жизни.С ситуацией, когда подростки перестают считать учебу чем-то важным, сталкиваются многие родители. 

Партнерские СМИ

url_rsshttps://cheltoday.ru/yandex/
url_rsshttps://cheltoday.ru/yandex/
url_rsshttps://kr-gazeta.ru/rss_articles/
url_rsshttps://kr-gazeta.ru/rss_articles/
url_rsshttp://vecherka.su/news.xml
url_rsshttp://vecherka.su/news.xml
url_rsshttps://www.gubernia74.ru/rss/
url_rsshttps://www.gubernia74.ru/rss/